5+

Когда стало понятно, что истребитель «Мюрскю» получился не очень удачным, а его характеристики не отвечают требованиям времени, ВВС Финляндии, в ноябре 1942 года заказали разработку более совершенного самолета получившего название «Пьорремюкскю» (Pyorremyrsky — сильная буря или ураган),

К тому времени финны договорились с немцами о поставке крупной партии двигателей «Даймлер-Бенц» DB-605A мощностью 1475 л.с., стоявших на «Мессершмиттах» Bf.109 серии G. Причем двигатели поставлялись вместе с винтами VDM, радиаторами, моторамами и прочими сопутствующими агрегатами. Поскольку этот мотор был почти в полтора раза мощнее, чем установленный на «Мюрскю» «Пратт-Уитни», финны надеялись получить значительный прирост летных данных.

Однако о поставках дюраля договориться не удалось, немцы и сами испытывали катастрофическую нехватку этого стратегического материала, поэтому «Ураган», в отличие от «Мессершмитта», был цельнодеревянным. Древесины в нем содержалось даже больше, чем в «Мюрскю», так как из нее сделали не только крыло и оперение, но и хвостовую часть фюзеляжа. представлявшую собой «скорлупу», выклеенную на болванке из березового шпона.

Таким образом, конструктивно-силовая схема «Пьорремюкскю» напоминала конструкцию советского истребителя ЛаГГ-3 по прозвищу «утюг», хорошо изученного финскими инженерами, после того как несколько таких машин попало к ним в руки в качестве трофеев. Но при этом по внешним очертаниям и геометрическим размерам «Ураган» был почти идентичен «Мессершмитту». Только вертикальное оперение финны зачем-то увеличили, хотя, на «мессере» оно считалось вполне достаточным.

Сперва планировалось изготовить не менее сотни «Ураганов», а первый из них выставить на испытания весной 1944 года. Однако по разным причинам постройка прототипа сильно затянулась, а после подписания в сентябре того же года перемирия с Советским Союзом она и вовсе прекратилась, поскольку военные аннулировали заказ и обрезали финансирование.

Но в следующем году руководство завода «Валтион Лентоконетендас»(VL) решило все же достроить почти готовый прототип и провести его летные испытания, чтобы узнать, насколько удачная машина у них получилась. Первый полет «Пьорремюкскю» состоялся 21 ноября 1945-го, а затем в течение двух лет он еще 30 раз поднимался в воздух, налетав в общем счете 27 часов.

В ходе этих полетов были замерены его характеристики. Интересно сопоставить их с характеристиками базовой модели, то есть, истребителя Bf-109G, обладавшего точно такой же силовой установкой и вооружением (20-мм мотор-пушка и два синхронных крупнокалиберных пулемета). Прежде всего, обращает на себя внимание то, что «деревянный мессер» получился почти на четыре центнера (!) тяжелее дюралевого. «Пьорремюкскю» без топлива, масла, воды, пилота и боеприпасов весил 2619 кг, а Bf-109G2 — всего 2255.

При той же мощности мотора это означало значительное снижение энерговооруженности, а соответственно — летных характеристик, что и проявилось на испытаниях. Максимальная скорость Bf-109G2 составляла 650 км/ч(в форсированном режиме), а «Пьорремюкскю» — 620(по другим данным 645). Немецкий «Мессер» набирал высоту 12000 метров, финский — 11250. Максимальная скороподъемность у Bf-109G — 23,3 м/с, у «Пьорремюкскю» — только 18,5. Такова была плата за использование дерева вместо дюраля.

После завершения испытаний «Пьорремюкскю» сперва хотели сдать в утиль, но потом приняли более правильное решение передать его в военный музей, где он и стоит до сих пор.

ЛТХ:

Размах крыла, м   10.38
Длина, м   9.85
Высота, м   3.89
Площадь крыла, м2   19.00
Масса, кг
  пустого самолета   2619
  максимальная взлетная   3420
Тип двигателя   1 ПД Daimler Benz DB605AC
Мощность, л.с.   1 х 1475
Максимальная скорость , км/ч
  на высоте   645
  у земли   570
Крейсерская скорость , км/ч   486
Практическая дальность, км   950
Скороподъемность, м/мин   960
Практический потолок, м   11250
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна 20-мм пушка и два 12.7-мм пулемета

Автор: Вячеслав Кондратьев

Отредактировано и дополнено ЕНОТОМ

Источники:

https://vikond65.livejournal.com/

http://www.airwar.ru/

5+

от admin