3+

В 1957 году командование ВВС США инициировало разработку ряда стратегических систем – носителей ядерного оружия. Работы велись по трём направлениям:

  • разработка проекта трехмахового стратегического бомбардировщика в рамках программы WS-110 (WS – Weapon System; система вооружения);
  • разработка проекта трехмахового истребителя сопровождения, способного также действовать в системе противовоздушной обороны;
  • создание межконтинентальных крылатых ракет, способных летать со скоростями выше М=3,0. Правда, работы в этом направлении в конце концов были свёрнуты, поскольку более выгодными в качестве средства доставки ядерного оружия оказались межконтинентальные баллистические ракеты, разработка которых уже вступила в стадию постановки на вооружение.

Интересно, что во всех трёх категориях победу в конкурсе проектов одержала компания North American. В ходе этих работ ею были проведены обширные и дорогостоящие исследования  как планеров, так и силовых установок. Были даже изготовлены прототипы. Так, например, компания NAA выиграла конкурс на создание стратегического бомбардировщика B-70 Valkyrie, и в соответствии с контрактом изготовила два прототипа XB-70A-1 и XB-70A-2 (заводские номера BNA-259 и NA-315). В 1964 году состоялся первый полет «Валькирии», а в июне 1966 года прототип XB-70A-2, выполнявший рекламный полет для компании General Electric, столкнулся в воздухе с сопровождавшим его F-104 и разрушился в воздухе. Первый прототип выполнял полеты до февраля 1969 года и после закрытия программы был отправлен в музей.

Тяжелому дальнему истребителю сопровождения, который разрабатывался под внутрифирменным обозначением NA-257, командованием ВВС США был присвоены номер F-108 и собственное имя Rapier (рапира). XF-108 должен был быть крупным самолетом, оснащенным двумя турбо­реак­тив­ными двигателями General Electric J93-GE-3AR с тягой на форсажном режиме по 130,3 кН (13 300 кгс) каждый – шестью такими же двигателями был оснащен прототип стратегического бомбар­ди­ровщика XB-70.

Конструкция XF-108 должна была быть цельнометаллической – в основном титановой – и содержать в себе большое количество прогрессивных технических решений. Некоторые элементы конструкции «рапиры» уже были испытаны на палубном ударно-разведывательном самолете North American A3J/A-5 Vigilante – цельноповоротное вертикальное оперение с небольшой фиксированной частью и наклонные ковшовые воздухозаборники с находившимся внутри подвижным клином, выполнявшим функцию генератора системы скачков уплотнения (аналогичные сверхзвуковые воздухозаборники используются по сей день).

Треугольное крыло XF-108 должно было иметь механизацию по всей задней кромке и отклоняющиеся вниз законцовки (как на бомбардировщике XB-70), что должно было повысить путевую устойчивость на сверхзвуковых скоростях. Устойчивости «рапиры» также должны были способствовать вертикальные поверхности, установленные на нижней поверхности крыла примерно на середине размаха консолей.

Носовая и основные стойки шасси машины со сдвоенными колесами должны были убираться в фюзеляж. Экипаж самолета должен был состоять из двух человек: пилота и оператора вооружения, которые размещались бы тандемом в катапультируемых сиденьях. Объем топливных баков XF-108 составлял бы 26 900 литров специального авиакеросина с экзотическими добавками. Вооружение машины должно было включать в свой состав 20-мм пушку, управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух-воздух». Первый полет «рапиры» был запланирован на март 1961 года.

Однако этого не произошло, так как в сентябре 1959 года командование ВВС США закрыло программу F-108. К этому времени компанией North American, Лос-Анджелес, штат Калифорния, помимо научных исследований и разработки производственных технологий, новых дорогостоящих систем и оборудования для создававшегося самолета для проведения испытаний были изготов­лены некоторые узлы «рапиры». Также компанией NAA был изготовлен полномасштабный деревянный макет самолета.

Серийный вариант F-108 Rapier должен был иметь следующие летно-технические данные: размах крыла 17,44 м, длина 27,20 м, высота 6,75 м, площадь крыла 173,25 м², вес пустого не более 23 115 кг, взлетный вес 46 550 кг, максимальная скорость на высоте 23 320 метров – 3190 км/ч, начальная скороподъемность – 198 м/с при максимальной взлетной массе, практический потолок 24 500 м, радиус действия 1850 км и дальность полета 4000 км.

В заключение следует сказать, что межконтинентальной ракетой, создававшейся компанией NAA, была XSM-64 Navaho. Для получения аэродинамических данных при полете на сверхзвуковых скоростях компанией North American в рамках программы Navaho был построен и испытан беспилотный экспериментальный самолет-летающая лаборатория X-10. Позднее с использова­нием результатов испытаний X-10 была изготовлена сама крылатая ракета. Однако вскоре программа Navaho также была закрыта.

ЛТХ:

Размах крыла, м   17.50
Длина, м   27.20
Высота, м   6.74
Площадь крыла, м2   173.26
Масса, кг  
  пустого самолета   23090
  нормальная взлетная   34530
  максимальная взлетная   46510
Тип двигателя   2 ТРД General Electric J95-GE-3AR
Тяга, кгс  
   нефорсированная   2 x 9480
  форсированная   2 х 13608
Максимальная скорость, км/ч   3186
Практическая дальность, км   4000
Боевая дальность, км   1641
Максимальная скороподъемность, м/мин   5486
Практический потолок, м   24400
Экипаж, чел   1
Вооружение:   четыре  20-мм пушки
Бомбовая нагрузка — 1800 кг
3 УР AIM-47A (GAR-9) Falcon
108 х 70 мм НУР

Источники

https://drivetribe.com/

https://weaponsandwarfare.com/

http://alternathistory.com/

http://www.airwar.ru/

Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. North American XF-108 Rapier

Prototypes.com. Le North American XF-108 Rapier

Secretprojects.co.uk. North American F-108 Rapier

Le Fana de l’Aviation 2013-10. Alain Pelletier. Un coup d’epee dans l’eau

HPM 2009-04. Ivo Pejcoch. F-103, F-108, F-109

3+

от admin