В 1957 году командование ВВС США инициировало разработку ряда стратегических систем – носителей ядерного оружия. Работы велись по трём направлениям:
- разработка проекта трехмахового стратегического бомбардировщика в рамках программы WS-110 (WS – Weapon System; система вооружения);
- разработка проекта трехмахового истребителя сопровождения, способного также действовать в системе противовоздушной обороны;
- создание межконтинентальных крылатых ракет, способных летать со скоростями выше М=3,0. Правда, работы в этом направлении в конце концов были свёрнуты, поскольку более выгодными в качестве средства доставки ядерного оружия оказались межконтинентальные баллистические ракеты, разработка которых уже вступила в стадию постановки на вооружение.
Интересно, что во всех трёх категориях победу в конкурсе проектов одержала компания North American. В ходе этих работ ею были проведены обширные и дорогостоящие исследования как планеров, так и силовых установок. Были даже изготовлены прототипы. Так, например, компания NAA выиграла конкурс на создание стратегического бомбардировщика B-70 Valkyrie, и в соответствии с контрактом изготовила два прототипа XB-70A-1 и XB-70A-2 (заводские номера BNA-259 и NA-315). В 1964 году состоялся первый полет «Валькирии», а в июне 1966 года прототип XB-70A-2, выполнявший рекламный полет для компании General Electric, столкнулся в воздухе с сопровождавшим его F-104 и разрушился в воздухе. Первый прототип выполнял полеты до февраля 1969 года и после закрытия программы был отправлен в музей.
Тяжелому дальнему истребителю сопровождения, который разрабатывался под внутрифирменным обозначением NA-257, командованием ВВС США был присвоены номер F-108 и собственное имя Rapier (рапира). XF-108 должен был быть крупным самолетом, оснащенным двумя турбореактивными двигателями General Electric J93-GE-3AR с тягой на форсажном режиме по 130,3 кН (13 300 кгс) каждый – шестью такими же двигателями был оснащен прототип стратегического бомбардировщика XB-70.
Конструкция XF-108 должна была быть цельнометаллической – в основном титановой – и содержать в себе большое количество прогрессивных технических решений. Некоторые элементы конструкции «рапиры» уже были испытаны на палубном ударно-разведывательном самолете North American A3J/A-5 Vigilante – цельноповоротное вертикальное оперение с небольшой фиксированной частью и наклонные ковшовые воздухозаборники с находившимся внутри подвижным клином, выполнявшим функцию генератора системы скачков уплотнения (аналогичные сверхзвуковые воздухозаборники используются по сей день).
Треугольное крыло XF-108 должно было иметь механизацию по всей задней кромке и отклоняющиеся вниз законцовки (как на бомбардировщике XB-70), что должно было повысить путевую устойчивость на сверхзвуковых скоростях. Устойчивости «рапиры» также должны были способствовать вертикальные поверхности, установленные на нижней поверхности крыла примерно на середине размаха консолей.
Носовая и основные стойки шасси машины со сдвоенными колесами должны были убираться в фюзеляж. Экипаж самолета должен был состоять из двух человек: пилота и оператора вооружения, которые размещались бы тандемом в катапультируемых сиденьях. Объем топливных баков XF-108 составлял бы 26 900 литров специального авиакеросина с экзотическими добавками. Вооружение машины должно было включать в свой состав 20-мм пушку, управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух-воздух». Первый полет «рапиры» был запланирован на март 1961 года.
Однако этого не произошло, так как в сентябре 1959 года командование ВВС США закрыло программу F-108. К этому времени компанией North American, Лос-Анджелес, штат Калифорния, помимо научных исследований и разработки производственных технологий, новых дорогостоящих систем и оборудования для создававшегося самолета для проведения испытаний были изготовлены некоторые узлы «рапиры». Также компанией NAA был изготовлен полномасштабный деревянный макет самолета.
Серийный вариант F-108 Rapier должен был иметь следующие летно-технические данные: размах крыла 17,44 м, длина 27,20 м, высота 6,75 м, площадь крыла 173,25 м², вес пустого не более 23 115 кг, взлетный вес 46 550 кг, максимальная скорость на высоте 23 320 метров – 3190 км/ч, начальная скороподъемность – 198 м/с при максимальной взлетной массе, практический потолок 24 500 м, радиус действия 1850 км и дальность полета 4000 км.
В заключение следует сказать, что межконтинентальной ракетой, создававшейся компанией NAA, была XSM-64 Navaho. Для получения аэродинамических данных при полете на сверхзвуковых скоростях компанией North American в рамках программы Navaho был построен и испытан беспилотный экспериментальный самолет-летающая лаборатория X-10. Позднее с использованием результатов испытаний X-10 была изготовлена сама крылатая ракета. Однако вскоре программа Navaho также была закрыта.
ЛТХ:
Размах крыла, м | 17.50 |
Длина, м | 27.20 |
Высота, м | 6.74 |
Площадь крыла, м2 | 173.26 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 23090 |
нормальная взлетная | 34530 |
максимальная взлетная | 46510 |
Тип двигателя | 2 ТРД General Electric J95-GE-3AR |
Тяга, кгс | |
нефорсированная | 2 x 9480 |
форсированная | 2 х 13608 |
Максимальная скорость, км/ч | 3186 |
Практическая дальность, км | 4000 |
Боевая дальность, км | 1641 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 5486 |
Практический потолок, м | 24400 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | четыре 20-мм пушки Бомбовая нагрузка — 1800 кг 3 УР AIM-47A (GAR-9) Falcon 108 х 70 мм НУР |
Источники
https://weaponsandwarfare.com/
http://alternathistory.com/
http://www.airwar.ru/
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. North American XF-108 Rapier
Prototypes.com. Le North American XF-108 Rapier
Secretprojects.co.uk. North American F-108 Rapier
Le Fana de l’Aviation 2013-10. Alain Pelletier. Un coup d’epee dans l’eau
HPM 2009-04. Ivo Pejcoch. F-103, F-108, F-109