0
75 лет назад, в начале марта 1946 года, впервые поднялся в воздух первый американский реактивный истребитель-бомбардировщик Рипаблик F-84 «Тандерджет». Позже он стал первым в мире реактивным самолетом, оснащенным системой дозаправки в воздухе, и первым легким одноместным самолетом, приспособленным для применения ядерного оружия.

«Тандерджет» был спроектирован Александром (Сандро) Картвели — бывшим подданным Российской Империи, а впоследствии — политэмигрантом и одним из наиболее успешных американских авиаконструкторов середины ХХ века. Через четыре года после начала испытаний его «Тандерджеты» вступили в бой с советскими истребителями в небе Кореи.

F-84 был весьма удачной машиной, он развивал скорость 1000 км/ч и в стандартной конфигурации (с двумя топливными баками на концах крыла) мог доставить две тонны боевой нагрузки на дальность более 1000 километров. Для ведения воздушного боя у него имелись шесть крупнокалиберных пулеметов.

В Корее «Тандерджеты» совершили 86 408 боевых вылетов, сбросив 55 тысяч тонн бомб и шесть тысяч тонн напалма. Боевые потери составляли 249 самолетов (64 — в воздушных боях, остальные — от огня зенитной артиллерии). Таким образом, одна потеря приходилась на 347 боевых вылетов  — весьма достойный показатель. По американским оценкам, более половины всех наземных целей, уничтоженных ВВС США в ходе Корейской войны, были поражены «Тандерджетами»

Правда, в воздушных боях F-84 проявил себя гораздо хуже. Согласно американским данным, «Тандерджетам» удалось сбить всего восемь советских МиГ-15 и один корейский Як-9. При этом советскими данными подтверждаются лишь три победы над «Мигами», таким образом, соотношение потерь и побед — 16:1. Впрочем, это неудивительно, поскольку «Тандерджет» с его прямым крылом был самолетом более раннего поколения, чем МиГ-15. К тому же, «Миги», как правило, атаковали машины, груженные бомбами и ракетами.

«Тандерджет» стал самым массовым истребителем-бомбардировщиком на раннем этапе развития реактивной авиации. Всего было построено 4480 таких самолетов в пяти модификациях. Значительное их число ушло на экспорт. В частности, 489 машин приобрела Турция, 335 — Франция, 256 — Италия, 240 — Дания, 234 — Греция, 231 — Югославия, 213 — Бельгия, 200 — Норвегия и 125 — Португалия. Дольше всего прослужили португальские «Тандерджеты». Еще в начале 1970-х годов они применялись в Африке против ангольских и мозамбикских повстанцев.

ЛТХ:
Модификация   F-84E
Размах крыла, м   11.13
Длина, м   11.60
Высота, м   3.84
Площадь крыла, м2   24.15
Масса, кг  
  пустого самолета   5000
  нормальная взлетная   7800
  максимальная взлетная   9980
Тип двигателя   1 ТРД Allison J35-A-170
Тяга нефорсированная, кгс   1 х 2360
Максимальная скорость, км/ч   970
Крейсерская скорость, км/ч   715
Практическая дальность с ПТБ, км   2407
Радиус действия, км   900
Скороподъемность, м/мин   1842
Практический потолок, м   12400
Экипаж, чел   1
Вооружение:  шесть 12.7-мм пулеметов Browning M3 (по 300 патронов)
Боевая нагрузка — до 2020 кг на 4 узлах подвески.
различные варианты бомб 907, 454,340 и 227 кг.
до 32х 127 -мм НУР HVAR или Tiny Tim

Автор: Вячеслав Кондратьев

Источники:

https://vikond65.livejournal.com/

http://www.airwar.ru/

Моделист-Конструктор. Александр Чечин, Николай Околелов. Реактивные в Корее

Крылья Родины. Александр Чечин, Николай Околелов. «Реактивный гром» над Кореей

USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Republic F-84 «Thunderjet»

Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Republic P-84/F-84 Thunderjet

National Museum of the USAF — Fact Sheet Media. Republic F-84 Thunderjet

Squadron/Signal. Larry Davis, David Menard. F-84 Thunderjet in Action

Detail & Scale. Bert Kinzey. F-84 Thunderjet  in detail

0

от admin