«Тандерджет» был спроектирован Александром (Сандро) Картвели — бывшим подданным Российской Империи, а впоследствии — политэмигрантом и одним из наиболее успешных американских авиаконструкторов середины ХХ века. Через четыре года после начала испытаний его «Тандерджеты» вступили в бой с советскими истребителями в небе Кореи.
F-84 был весьма удачной машиной, он развивал скорость 1000 км/ч и в стандартной конфигурации (с двумя топливными баками на концах крыла) мог доставить две тонны боевой нагрузки на дальность более 1000 километров. Для ведения воздушного боя у него имелись шесть крупнокалиберных пулеметов.
В Корее «Тандерджеты» совершили 86 408 боевых вылетов, сбросив 55 тысяч тонн бомб и шесть тысяч тонн напалма. Боевые потери составляли 249 самолетов (64 — в воздушных боях, остальные — от огня зенитной артиллерии). Таким образом, одна потеря приходилась на 347 боевых вылетов — весьма достойный показатель. По американским оценкам, более половины всех наземных целей, уничтоженных ВВС США в ходе Корейской войны, были поражены «Тандерджетами»
Правда, в воздушных боях F-84 проявил себя гораздо хуже. Согласно американским данным, «Тандерджетам» удалось сбить всего восемь советских МиГ-15 и один корейский Як-9. При этом советскими данными подтверждаются лишь три победы над «Мигами», таким образом, соотношение потерь и побед — 16:1. Впрочем, это неудивительно, поскольку «Тандерджет» с его прямым крылом был самолетом более раннего поколения, чем МиГ-15. К тому же, «Миги», как правило, атаковали машины, груженные бомбами и ракетами.
«Тандерджет» стал самым массовым истребителем-бомбардировщиком на раннем этапе развития реактивной авиации. Всего было построено 4480 таких самолетов в пяти модификациях. Значительное их число ушло на экспорт. В частности, 489 машин приобрела Турция, 335 — Франция, 256 — Италия, 240 — Дания, 234 — Греция, 231 — Югославия, 213 — Бельгия, 200 — Норвегия и 125 — Португалия. Дольше всего прослужили португальские «Тандерджеты». Еще в начале 1970-х годов они применялись в Африке против ангольских и мозамбикских повстанцев.
Модификация | F-84E |
Размах крыла, м | 11.13 |
Длина, м | 11.60 |
Высота, м | 3.84 |
Площадь крыла, м2 | 24.15 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 5000 |
нормальная взлетная | 7800 |
максимальная взлетная | 9980 |
Тип двигателя | 1 ТРД Allison J35-A-170 |
Тяга нефорсированная, кгс | 1 х 2360 |
Максимальная скорость, км/ч | 970 |
Крейсерская скорость, км/ч | 715 |
Практическая дальность с ПТБ, км | 2407 |
Радиус действия, км | 900 |
Скороподъемность, м/мин | 1842 |
Практический потолок, м | 12400 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | шесть 12.7-мм пулеметов Browning M3 (по 300 патронов) Боевая нагрузка — до 2020 кг на 4 узлах подвески. различные варианты бомб 907, 454,340 и 227 кг. до 32х 127 -мм НУР HVAR или Tiny Tim |
Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com/
http://www.airwar.ru/
Моделист-Конструктор. Александр Чечин, Николай Околелов. Реактивные в Корее
Крылья Родины. Александр Чечин, Николай Околелов. «Реактивный гром» над Кореей
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Republic F-84 «Thunderjet»
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Republic P-84/F-84 Thunderjet
National Museum of the USAF — Fact Sheet Media. Republic F-84 Thunderjet
Squadron/Signal. Larry Davis, David Menard. F-84 Thunderjet in Action
Detail & Scale. Bert Kinzey. F-84 Thunderjet in detail