3+
«Omnia mea mecum porto»(Все свое ношу с собой)-распространённая крылатая фраза Цицерона. Первоначально смысл выражения заключался в том, что настоящее богатство человека — это духовное богатство, неосязаемые знания, а а не материальные ценности.
Но в отношении летчиков морской авиации это выражение имеет все же несколько иной смысл, то, что берет с собой в полет летчик, в первую очередь, предназначено для того, что бы спасти его жизнь в случае аварии. Знания и духовные ценности это конечно хорошо, но это мало поможет если придется катапультироваться над океаном.

Сегодня вместе с американскими коллегами Кори Граффом и Дэном Китвудгетти мы оценим то, чем богаты американские летчики ВМС США. И что они, в соответствии с древним изречением, носят с собой. Точнее, берут в полет.

Летчиков морской авиации можно, в какой то степени, сравнить с байкерами: они тоже одеваются не для езды, а для падения. Но одежда и снаряжение военных летчиков напрочь лишено каких бы то ни было понтов, здесь правит бал прагматичность и специализация. Снаряжение летчиков предназначено для огня, мороза и для «купания» в морской воде.

И это исторически так заведено, даже самый первый палубный летчик, легендарный Юджин Эли, как видно по фотографии, уже в 1911 году был по-своему экипирован. Шлем, очки и импровизированный спасательный жилет из камер от мотоцикла.

Понятно, что через 110 лет все довольно кардинально изменилось.

Современная техника, если конечно не пытаться намеренно её уничтожить, довольно надежна. По данным ВМС, катапультирование происходит 1,33 раза на 100 000 полетных часов. Но так как вероятность аварии все же существует, то флотские летчики носят и возят снаряжение рассчитанное именно на такой случай. Да, большая часть снаряжения предназначена только для экстренного использования, но лучше все же постоянно носить с собой такое снаряжение и никогда им не воспользоваться чем не иметь его когда оно понадобится.

Давайте посмотрим, чем же богаты морские летчики США.

Начнем с изнанки, если можно так выразиться, то она из хлопка. Точнее, летный состав обеспечивается нижним бельем из 100% хлопка. Лучшего в мире хлопка, с полей Техаса или Миссисипи. Очень практично и полезно, хотя несколько дороговато. Но в случае пожара в кабине хлопок не расплавится и не вплавится в кожу летчика, как нейлон или полиэстер.

Поверх белья летчики надевают летный костюм CWU 27/P из ткани Nomex. Разработанный компанией DuPont в 1960-х годах, Nomex — это огнестойкий синтетический материал, который выдерживает нагрев и вспышку (типа электрического разряда) до 752°С.

Когда костюм из Nomex сталкивается с интенсивным нагревом, его волокна утолщаются и обугливаются, поглощая тепловую энергию. Стандартный цвет флота для CWU 27/P — «зеленый шалфей», но летчики, служащие в районе Персидского залива «пустынный загар».

Летный костюм представляет собой комбинезон с застежкой-молнией спереди. Застежка обеспечивает ограниченную огнеупорность. Костюм еще называют «Мешком», удобно надевать, не надо гладить.

Утыканный кучей креплений-«липучек» и восемью карманами (включая один карман на молнии с отдельным клапаном для ручек), летный костюм является стандартным рабочим снаряжением.

Перчатки. Отдельная тема. Они длинные и тоже огнеупорные, перчатки GS/FRP-2, надеваются под костюм. Манжеты на липучках комбинезона помогают создать плотную посадку. К перчаткам, правда, регулярно высказывались претензии. Летчики отрезали кончики пальцев от своих перчаток, чтобы лучше управлять сенсорными экранами и чувствительными элементами управления в кабине, и перчатки без пальцев, как правило, разваливались.

Но в военной промышленности летчиков услышали, и теперь в распоряжении пилотов есть летные перчатки Wiley X Aries. Они с открытыми большим, средним и указательным пальцами для работы с сенсорными панелями и экранами.

Ботинки. Тоже не все просто с ними. Вообще палуба авианосца в чем-то похожа на строительную площадку: всегда есть риск, что что-то упадет или перекатится через ваши ноги.

Потому летчики носят выданные флотом или лично купленные (но опять же одобренные флотом) кожаные защитные ботинки со стальными носками. Стальная конструкция носка также защищает пальцы ног летчика от повреждений во время катапультирования.

Конечно, ботинки с завышенными берцами и дополнительным укреплением в районе лодыжки. Военный парашют – это вам не спортивный. Спортивный обеспечивает спуск со скоростью 15 футов (4,6 метра) в секунду, а его военный коллега — 22 фута (6,7 метра) в секунду. Ботинки обязаны принять на себя и погасить большую часть энергии при приземлении.

Военно-морские летчики и летный состав постоянно спорят о цвете ботинок, черный или коричневый. «Черный башмак» — это, как правило, парень с палубы, который работает на корабле».

Летный состав предпочитает коричневые ботинки, но сегодня можно увидеть оба цвета на пилотах.

Поверх летного костюма летчик надевает противоперегрузочный костюм CSU-15A/P, или, как его называют летчики, g-скафандр.

Костюм выглядит устрашающе и состоит из воздушных и гелевых вставок, которые при росте ускорения обжимают ноги и живот пилота, помогая удерживать кровь в мозгу во время маневров с высоким ускорением. Пилоты без g-скафандра могут выдержать примерно шестикратную перегрузку, но CSU-15A/P позволяет обычному летчику F/A-18 выполнять маневры с 7-9 g.

g-скафандр подсоединяется к пневмосистеме самолета через шланг и оснащен чувствительной к ускорению системой, которая при необходимости нагнетает воздух внутрь вставок с жидкостью.

Костюм начинает надуваться примерно при 3 g и полностью заполняется при любом значении более 4 g. Но есть и дополнительная и очень полезная функция – массажная. Летчики могут сами, нажав соответствующую кнопку, подавать и убирать давление в костюме.

В кабине «Супер Хорнета» трудно размять ноги, поэтому иногда массаж бывает очень кстати.

Поверх g-скафандра и летного костюма размещаются комбинированная подвесная система и спасательный жилет, обозначенный PCU-78. Нагромождение пряжек и регуляторов, ремни идут через плечи, вокруг талии и через ноги. Летчики откровенно ворчат, потому как универсальная подвеска не удобна и громоздка.

Ремень безопасности интегрирован в PCU-78 и крепит летчика к сиденью самолета в четырех точках. Спереди он крепится к парашюту летчика с обеих сторон груди. Эти парашютные крепления снабжены пряжками SEAWARS, входящими в систему выпуска, активируемую морской водой. Если летчик оказывается в воде без сознания после катапультирования, система автоматически отстегивает купол парашюта. Это предотвращает риск того, что ветер задует купол парашюта и потянет летчика по воде, или парашют затонет и утащит летчика за собой.

И еще жилет PCU-78 несет на себе груз спасательного снаряжения, большая часть которого прикреплена к паракордовым ремням, чтобы его нельзя было потерять в воде. Типичное снаряжение может включать фонарик Phantom Warrior, складной нож Spyderco, радиоприемник AN/PRC-149, небольшую бутылку с водой, стробоскоп и сигнальные ракеты, а также свисток, компас и зеркало. Естественно, шоколад, фруктовые батончики и консервы.

Летчики зачастую сами настраивают свое снаряжение в зависимости от того, что им требуется или что они предпочитают на задании. Многие берут второй нож или дополнительный гидратор с водой, который называется «верблюжий мешок».

Поверх PCU-78 на шею пилота надевается надувной спасательный воротник LPU-36/P и крепится к ремню безопасности. Весящий всего 3,25 фунта(1,4 кг), воротник позволяет держать верхнюю часть тела летчика над водой, даже если он без сознания.

Спасательный воротник LPU автоматически надувается при ударе о воду, так что даже потерявший сознание летчик останется над водой. Однако даже летчику, который прыгает с парашютом над землей, все равно могут приказать развернуть LPU. Надутое спасательное средство может защитить лицо летчика и обеспечить дополнительную поддержку головы и шеи во время грубой посадки.

В любом случае, шея, которую не свернул летчик во время аварийного приземления в чистом поле, стоит надутого мешка с воздухом.

Стандартный летный шлем для экипажа истребителя военно-морского флота — тактический летный шлем HGU-68/P. Он несет встроенные наушники, тонированный или прозрачный козырек, ремешок для подбородка, а также коммуникационную «косичку» и приемник для подключения к кислородной маске.

Летчики часто наносят на свои шлемы светоотражающую ленту, если им предстоит действовать в ночных условиях. На всякий случай, чтобы облегчить поиск себя спасательной команде ночью.

И да, позывной обычно украшает заднюю часть шлема летчика, а не удобную для камеры переднюю сторону. Без претензий к Top Gun.

Серая силиконовая эластичная кислородная маска защелкивается на шлеме с обеих сторон с помощью штыковых зажимов. В дополнение к снабжению летчика пригодным для дыхания воздухом, маска содержит микрофон. Длинный шланг в передней части маски (его зовут «хобот слона») соединяется с кислородным регулятором, который связан как с кислородным оборудованием в самолете, так и с небольшим аварийным кислородным баллоном, расположенным в катапультируемом кресле.

Заключительным, специфичным дополнением к шлему является JHMCS, совместная шлемная система подачи сигналов и наведения. Эта системы наведения позволяет летчикам направлять ракеты «Сайдвиндер» в прицеле даже во время маневров с высокой перегрузкой. Однако стоимость системы — около 214 000 долларов каждая, велика, чтобы стать стандартной. Так что для экипажей «Супер Хорнетов» это пока опциональное явление.

У пилотов, летающих над вражеской территорией, есть дополнительные предметы, которые нужно тащить с собой, в том числе радио выживания с кодировщиком голоса и возможностями GPS, а также инфракрасные сигнальные устройства, которые могут быть замечены только дружественными силами. Летчики при таких обстоятельствах носят с собой огнестрельное оружие. Военно-морской флот выдает легкий, небольшой и компактный 9-мм пистолет Sig-Sauer M11-A1.

Со времен Второй Мировой войны летчики-истребители славились большими часами и авиаторскими очками. Эти тенденции сохраняются и сегодня, о чем свидетельствуют несколько популярных брендов и стилей. Различные компании поставляют Военно-морскому флоту версии солнцезащитных очков типа «Авиатор» HGU-4/P. Они имеют легкие металлические оправы и неполяризованные стеклянные линзы, а штыковые дужки (которые простираются прямо назад и не изгибаются за ушами) помогают им удобно помещаться под шлемами и наушниками. Такие очки используются многими летчиками-истребителями в Военно-морском флоте, морской пехоте и ВВС, особенно летчиками, которые используют контактные линзы. Летчики называют их «обманщиками».

Солнцезащитные очки очень популярны у летчиков. Главное – они не должны быть поляризованными, иначе можно просто не увидеть изображение на экранах.

До недавнего времени в авиационной среде были очень популярны недорогие, практичные и долговечные наручные часы Casio G-Shock. Но в 2017 году военно-морской флот начал предлагать летному составу «умные» часы Garmin GPS, чтобы помочь летчикам лучше отслеживать свое физическое состояние во время полета. Часы могут измерять уровень кислорода, частоту сердечных сокращений, даже давление воздуха в салоне – все, чтобы предупредить о наступлении гипоксии.

Летчикам разрешается брать с собой в полет до пяти фунтов(2,2 кг) личных вещей. Удостоверение личности, бумажник, мобильник, пара ручек и небольшой блокнот – вот обычный набор морского летчика. Но в «горячих» точках телефоны предпочитают оставить на корабле. А некоторые даже снимают обручальные кольца.

Многие летчики летают с талисманом удачи или сувениром. Четырехлистный клевер или кроличья лапка, как бы банально это ни звучало — самый подходящий размер для тесной кабины. Исторически сложилось так, что летчики летали с кубиками, покерными фишками и мягкими игрушками небольшого размера. Вот, собственно и все, что носят с собой американские летчики палубной авиации.

Автор: Роман Скоморохов
Источник:https://topwar.ru/
Использованы фотографии:Chief Michael Cole/U.S. Navy
3+

от admin