На 1 сентября 1939 года, то есть к моменту нападения Германии на Польшу в составе танкового парка Польши числилось 135 танков 7ТР. Танк типа 7ТР был разработан польским конструкторами в 1933 году на основе английского «Виккерс» — 6 тонн, того самого, на основе которого был разработан и советский Т-26. Исходная конструкция была подвергнута существенным изменениям. В первую очередь была заменена силовая установка. Вместо английского карбюраторного двигателя был установлен серийно производившийся в Польше дизельный двигатель «Заурер». В связи с этим пришлось изменить конструкцию корпуса над силовым отделением. Так же была увеличена толщина.
Это вызвало увеличение веса и потребовало усилить ходовую часть. После выпуска нескольких десятков боевых машин в английском двухбашенном варианте было решено выпускать танк с одной башней, а в качестве вооружения была выбрана шведская 37-мм противотанковая пушка фирмы «Бофорс». Эта же фирма предоставила и конструкторскую документацию для производства башни. Кроме пушки, танк вооружался и 7,92-мм пулеметом Браунинга. Устанавливались телескопический прицел, танковый перископ для наблюдения за полем боя и радиостанция. В целом это был неплохой для своего времени танк, достаточно подвижный и технически надежный.
Первая модель весила 9 т и имела две башни, в которых устанавливалось по пулемету. Толщину корпуса довели до 17-мм, а башни — до 15-мм. 18 марта 1935 года заводу «Урсус» был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами «браунинг» калибра 7,62-мм. Следующая модель имела одну башню шведского производства с 37-мм пушкой «Бофорс» и курсовым пулеметом калибра 7,92-мм. В связи со сложностью поставок башен из Швеции было построено небольшое количество танков этой модели.
Последняя модель — танк 7ТР улучшенный — имела более мощное бронирование, башню с кормовой нишей и усиленную подвеску. Однако в серийное производство этот танк не пошел. На смену легкому танку 7ТР должен был прийти колесно-гусеничный танк 10ТР, первый прототип которого был построен в 1937 году. Он оснащался подвеской Кристи и американским 12-цилиндровым двигателем «Ла Франс» мощностью 213 л.c., который позволял развивать на гусеницах скорость 50 км/ч. При движении на колесах, в роли которых выступали опорные катки, как на танках Кристи, скорость увеличивалась до 70 км/ч.
Накануне Второй мировой войны танками 7ТР были вооружены 1-й и 2-й батальоны легких танков (по 49 машин в каждом). Вскоре после начала войны, 4 сентября 1939 года в Учебном центре танковых войск в Модлине была сформирована 1-я танковая рота командования обороны Варшавы. В ее состав входило 11 боевых машин. Столько же танков насчитывалось и во 2-й роте легких танков командования обороны Варшавы, сформированной чуть позже.
Танки 7ТР были лучше вооружены, чем немецкие Рz1 и Рz2, обладали лучшей проходимостью и почти не уступали им в бронезащите. Принимали активное участие в боевых действиях, в частности, в контрударе польских войск под Петркув-Трыбунальски, где 5 сентября один 7УТР из 2-го батальона легких танков подбил пять немецких танков Рz1. Дольше всех воевали боевые машины 2-й танковой роты, оборонявшие Варшаву. Они участвовали в уличных боях вплоть до 26 сентября.
Тактико-технические характеристики польского легкого танка 7TP
Боевая масса |
9,9 т
|
Размеры: | |
длина |
4600 мм
|
ширина |
2410 мм
|
высота |
2150 мм
|
Экипаж |
3 человека
|
Вооружение |
1 х 37-мм пушка. 1 х 1,92-мм пулемет
|
Боекомплект | 80 снарядов. 3960 патронов |
Бронирование: | |
лоб корпуса |
11 мм
|
лоб башни |
15 мм |
Тип двигателя |
дизельный «Заурер»
|
Максимальная мощность |
110 л.с
|
Максимальная скорость |
32 км/час
|
Запас хода |
160 км
|
Источники:
- http://pro-tank.ru/
- https://topwar.ru/
- М. Барятинский. Бронетанковая техника стран Европы 1939-1945 гг. (Бронеколлекция, № 5 — 1999);
- Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
- Robert Jackson: Panzer. Modelle aus aller Welt von 1915 bis heute;
- J. Magnuski, «Czołg lekki 7TP».