2+

70 лет назад, 23 июля 1952 года, впервые поднялся в воздух Fouga CM.170 Magister — первый в мире массовый реактивный учебно-тренировочный самолет, разработанный и построенный во Франции. До него все реактивные учебные машины создавались на базе боевых истребителей и бомбардировщиков, к которым добавляли дополнительную кабину инструктора.

Это проще, чем проектировать машину «с нуля», но такие переделки получались довольно дорогими в производстве и эксплуатации, излишне сложными для начального обучения, а мощность их силовых установок зачастую была избыточной.

Из трех прототипов «Мажистера» два разбились на испытаниях, тем не менее, французы в 1956 году приняли машину на вооружение и запустили в серийное производство. Всего на фирме «Фуга» (в 1958 году поглощенной фирмой «Потез») было выпущено 576 «Мажистеров», из них 394 — для ВВС Франции, а остальные — на экспорт. Кроме того, самолет выпускался по лицензии в ФРГ, Финляндии и Израиле, а общее число построенных машин составляло 929 штук.

Относительно простой, дешевый, надежный и неприхотливый «Мажистер» быстро завоевал популярность и широко разошелся по миру. Эти машины закупала Бельгия, Бразилия, Алжир, Бангладеш, Марокко, Австрия, Габон, Ирландия, Гватемала, Камбоджа, Сальвадор, Сенегал, Уганда, Ливия, Ливан, Камерун и непризнанная сепаратистская республика Катанга, существовавшая в 1960-63 годах на юге Заира.

Помимо основной — учебной функции, самолет применялся в качестве эрзац-штурмовика в целом ряде локальных конфликтов, несмотря на очень слабое вооружение, состоявшее всего из двух пулеметов и 100 кг бомб, либо — нескольких НУРСов.

В частности, израильтяне во время «Шестидневной войны» бросили в бой свои «Мажистеры», которые они называют «Цукитами», и без ложной скромности заявили, что эти «стрекозы» якобы уничтожили аж 50 тяжелых танков «Центурион». Однако при этом шесть машин было сбито египетской, иорданской и сирийской ПВО.

Марокканцы несколько лет использовали 25 приобретенных ими «Мажистеров» против партизан Западной Сахары, пока у тех не появились ПЗРК. После потери нескольких самолетов уцелевшие машины прекратили совершать боевые вылеты.

Катангские «Мажистеры» с наемными бельгийскими пилотами воевали против правительственных войск и сил ООН, а один из них, по некоторым данным, сбил пассажирский лайнер DС-6, на котором летел на переговоры в район конфликта генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Даг Хаммаршельд.

Несмотря на почтенный возраст и появление гораздо более совершенных самолетов того же класса, в ряде стран, в частности, в Израиле и Алжире, «Мажистеры» летают до сих пор.

ЛТХ:

Модификация   CM.170-1  CM.170-2  CM.175
Размах крыла, м   11.40  11.40  11.40
  с баками на концах крыльев   12.15  12.15  12.15
Длина самолета,м   10.06  10.06  10.06
Высота самолета,м   2.80  2.80  2.80
Площадь крыла,м2   17.30  17.30  17.30
Масса, кг  
  пустого самолета   2150  2310  2350
  нормальная взлетная без баков   2850  2850  3200
  нормальная взлетная с баками   3100  3100  3350
  максимальная взлетная   3200  3260  3400
Топливо, л  
  внутренние топливо   730  730 730
  во внешних баках   2 х 250 или 2 х 460  2 х 250 или 2 х 460  2 х 250 или 2 х 460
Тип двигателя   2 Turbomeca Marbore IIA  2 Turbomeca Marbore VI  2 Turbomeca Marbore II
Тяга нефорсированная, кН   3.92  4.71  3.92
Максимальная скорость, км/ч  
   на высоте 7000 м   715  725  649
  на уровне моря   650  700  630
Практическая дальность, км   1200  1400  1200
Боевой радиус действия, км   925  910  925
Продолжительность полета, ч  
  с внешними баками   2.40  2.40  2.40
  с стандартным топливом   1.55  1.55  1.55
Макс. скороподъемность, м/мин   1020  1200  900
Практический потолок, м   11000  12000  11000
Экипаж, чел   2  2  2
Вооружение:  два 7.62-мм или 7.50-мм пулемета с 200 патронами на пулемет
боевая нагрузка — 140 кг на 2 узлах подвески
ПУ 18х37-мм или 6х68 или 9х81-мм НУР, или
2 50-кг бомбы, или 2 УР «воздух-поверхность» AS.11
Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com/
http://www.airwar.ru/
2+

от admin