20+

Прямо не верится, что военные корабли могли выглядеть так. Кажется, что их раскрасили клоуны, отставшие от бродячего цирка. Полная асимметрия, полоски и клетки. Неожиданные диагонали и разные яркие цвета. Но оказывается, что чуть более 100 лет назад корабли маскировали именно таким образом.

Во время Первой Мировой англичане и американцы, да и французы тоже оказались перед серьёзной угрозой немецких подводных лодок, которые с завидным успехом топили корабли союзников. Все попытки замаскировать суда в море терпели неудачу, поскольку приспособить тот или иной камуфляж к постоянно изменяющимся воде и небу не удавалось. Любое сочетание цветов, скрывавшее в одной ситуации, выдавало с головой в других.

И тогда британский художник и офицер военно-морского флота Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson) изобрёл новую схему маскировки, иногда именуемую «Арлекин», которая была основана на модных направлениях изобразительного искусства того времени, прежде всего — кубизме.

Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно — «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее.

Идея была взята на вооружение. Британцы назвали инновационную технику маскировки «ослепляющей раскраской» («Dazzle Painting»), а американцы — «суматохой» или «кутерьмой» (Razzle Dazzle) либо «арлекин». И это сработало.

Дело в том, что немецкие подводники должны были находить противника визуально и целились не в само судно — оно ведь двигалось — а старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется в момент прибытия снаряда. Слишком ранний или поздний пуск обозначали промах.

Соответственно, капитану подлодки было необходимо с максимальной точностью определить курс и скорость цели, но по тому, что он видел в перископ, было трудно даже понять, где у этого судна нос, сколько этих носов, и что это вообще такое.

Силуэт просто расплывался. Судно могло казаться меньше, чем на самом деле, частично сливалось с водой, «соединялось» с небом и так далее. Короче говоря – чёрт знает что.

Следует отметить, что для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный «кубический» окрас, причём нередко рисунки на разных бортах сильно отличались. В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда.

К величайшему сожалению, не сохранилось оригинальных цветных фотографий тогдашних кораблей, а ведь они не были «зебрами» — их маскировали в разные, и порой очень яркие цвета. Говорят, в море конвой из этих «судов-попугаев» выглядел просто ошеломительно.

С окончанием Первой Мировой войны завершилось и массовое использование «ослепляющей живописи» на флоте. На то было несколько причин. Так, появилась эффективная авиация — с воздуха раскрашенные корабли были очень хорошо заметны. Кроме того, самим морякам никогда особо не нравилась покраска их судов таким «невоенным способом».

ВМС США, как и англичане, пытались вернуться к «арлекину» в конце Второй мировой — после того, как уничтожили японскую авиацию. И действительно защищали «живописью» свои суда от вражеских субмарин (кстати, проводились опыты с танками и самолетами).

Однако третьего пришествия не случилось — усовершенствованные радары, сонары и другая пеленгующая техника, в конечном счёте, значительно снизила роль визуального обнаружения. Таким образом, военные корабли быстро перекрасились в свой нынешний, «туманно-серый» цвет, но иногда, хоть и не такие броские и яркие элементы ослепляющего камуфляжа все же  встречаются на современных кораблях и бронетехнике.

Источники:

https://www.armyrecognition.com/

https://fishki.net/

https://gotouring.com/

https://flot.com/

https://flot.com/

20+

от admin