4+

Первыми самоходками, поступившими на вооружение бундесвера, стали 105-мм гаубицы М7 «Прист», помнившие ещё бои Второй мировой. За ними последовали более современные САУ — 105-мм М52 и 155-мм М44. К концу 60-х годов они были заменены гаубицами М109. Пройдя впоследствии модернизацию, М109 почти на сорок лет стали основой самоходной артиллерии дивизий бундесвера.

Первая попытка создать замену для М109 была предпринята в 1973 году, когда Великобритания, ФРГ и Италия приступили к совместной разработке 155-мм самоходки SP70. Эти страны уже имели опыт совместного создания удачной буксируемой гаубицы FH70, выпущенной в девяти сотнях экземпляров. Её артиллерийская часть была принята для самоходки, шасси же разрабатывалось на основе узлов немецких машин — танка «Леопард-1» и БМП «Мардер». К началу 80-х годов построили 15 опытных экземпляров, но в дальнейшем доводка САУ столкнулась с рядом технических проблем, усугублявшихся противоречиями между странами-участницами консорциума. В итоге в 1986 году разработка SP70 была прекращена, каждая из стран создала свою 155-мм самоходку: Великобритания — AS90, Италия — «Пальмарию» (правда, она выпускалась только для экспорта, а итальянской армии пришлось довольствоваться модернизированными М109), ФРГ — PzH 2000.

Разработка

Решение о создании САУ собственными силами в ФРГ приняли почти сразу после закрытия программы SP70 — в 1987 году. Орудие получило обозначение Panzerhaubitze 2000, символизировавшее то, что самоходка должна была стать оружием XXI века. Военные пытались подобрать для САУ и традиционное для немецкой бронетехники «зоологическое» название. Среди предложенных вариантов встречались «Риноцерос» и «Насхорн» (оба означают «Носорог»), «Штайр» («Бык») и даже такой странный, как «Рюссель» — «Хобот» (намёк на необычно длинный ствол самоходки). Ни один из них так и не был окончательно утверждён, и САУ осталась под скромным индексом PzH 2000.

Создание самоходки велось на конкурсной основе двумя консорциумами: в состав первого («Юг») вошли фирмы «Порше», «Рейнметалл» и «Краусс-Маффей», второго («Север») — «МаК-Диль», «Рейнметалл» и «Вегманн». Заказчик не ограничивал свободу разработчиков, требуя соблюдения лишь двух ключевых условий — использовать в артсистеме новый ствол длиной 52 калибра и расположить силовую установку в передней части шасси. Новый ствол обеспечивал ведение огня стандартными (не активно-реактивными) боеприпасами НАТО на дальность в 30 км (против 24 км у FH70 и SP70). Кормовое расположение боевого отделения позволяло сократить вылет более чем восьмиметрового ствола орудия, а также оставляло достаточное пространство для размещения автомата заряжания, боеукладки на 60 выстрелов и экипажа.

В целях удешевления в новой САУ применили шасси существующих танков. «Южане» сделали ставку на высокие ходовые характеристики, взяв за основу шасси «Леопарда-2», а «северяне» сочли главным достоинством дешевизну, использовав шасси «Леопарда-1» (его пришлось удлинить до семи катков шасси). Для обоих вариантов был выбран одинаковый двигатель — 8-цилиндровый дизель МВ 881 Ка-500 мощностью 1000 л.с. Гидромеханическая трансмиссия «Ренк» HSWL 284 обеспечивала четыре передачи вперёд и две — назад.

Сравнительные испытания прототипов показали, что самоходка «южан» превосходит конкурента по подвижности и проходимости, но артиллерийская часть была лучше у изделия консорциума «Север». Победили «северяне» — ведь задача предусматривала создание именно артиллерийской установки. Генеральным подрядчиком стал «Вегманн», изготавливавший башню и осуществлявший окончательный монтаж САУ. Шасси поставляла фирма «МаК Систем Гезельшафт ГМБХ».

Для окончательной отработки конструкции в 1991–1993 годах изготовили четыре прототипа PzH 2000 (РТ01-РТ04). Машина РТ02 прошла расширенные ходовые испытания в 41-м испытательном центре (город Трир). В 91-м испытательном центре в городе Меппен проводились стрельбовые испытания с использованием прототипа РТ01. После их успешного завершения самоходки РТ01 и РТ02 передали в 95-й артиллерийский дивизион (при Артиллерийской школе сухопутных войск) для войсковых испытаний, проходивших с ноября 1994 по март 1995 года. Гаубицы обслуживались смешанными экипажами, включавшими контрактников и военнослужащих срочной службы. На испытаниях проверялась возможность сопряжения оборудования PzH 2000 с тактической системой управления артиллерией ADLER, а также осуществимость режимов ведения огня, требуемых заказчиком.

Прототипы полностью оправдали ожидания. Была достигнута такая скорострельность: 3 выстрела за 9,2 сек (норматив — 10 сек), 8 — за 51,4 сек (норматив — 60 сек), 20 — за 2 мин 30 сек (норматив — 3 мин). Испытания подтвердили принципиальную возможность выполнения огневых задач экипажем всего из двух человек благодаря высокой автоматизации управления и ведения огня. В ходе очередного тура огневых испытаний в октябре 1997 года были достигнуты ещё более высокие показатели скорострельности: 12 выстрелов за 59,74 сек и 20 выстрелов за 1 мин 47 сек — без сомнения, феноменальный результат.

Прототипы РТ03 и РТ04 в 1994–1995 годах проходили испытания в экстремальных климатических условиях. На полигоне Шайло (Канада) проверялась работоспособность PzH 2000 в условиях низких температур (-30°С и ниже), а на полигоне Юма (штат Аризона, США) машины испытывались в условиях пустыни при сильной запылённости и высоких температурах воздуха. Результаты как ходовых, так и стрельбовых испытаний были признаны отличными.

В июне 1996 года один из прототипов PzH 2000 демонстрировался на выставке «Евросатори-96» в Ле Бурже. Перед этим, в марте, был подписан контракт, предусматривавший поставку бундесверу 185 серийных самоходных гаубиц. Выпуск PzH 2000 начался в 1998 году.

Конструкция

Самоходная гаубица PzH 2000 — бронированная гусеничная боевая машина с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Боевое отделение с вращающейся башней занимает всю среднюю и кормовую части машины.

Броня башни обеспечивает защиту от стрелкового оружия калибром до 14,5 мм и крупных осколков артиллерийских и миномётных снарядов. Сверху наиболее ответственные места самоходки прикрыты реактивной бронёй. Это обеспечивает защиту от кумулятивных поражающих элементов кассетных боеприпасов (артиллерийских снарядов и авиационных бомб, а так же от боеприпасов с ударным ядром). В лобовой и бортовой проекциях САУ установка блоков реактивной брони не предусмотрена, поскольку PzH 2000 не предназначена для действий непосредственно на поле боя.

 

PzH 2000 оборудована системами защиты от оружия массового поражения, вентиляции, а также предупреждения о пожаре и пожаротушения. Дополнительной мерой защиты экипажа является прочная перегородка, отделяющая заряды в задней части башни от боевого отделения. В случае детонации зарядов энергия взрыва направляется назад, что существенно повышает вероятность выживания экипажа в бою.

Основное вооружение PzH 2000 — 155-мм гаубица с длиной ствола 52 калибра (чуть более 8 м), установленная в башне кругового вращения. Диапазон углов вертикальной наводки составляет от −2,5 до +65°. Орудие разработано компанией «Рейнметалл индастри». Канал ствола хромирован, что продлевает срок его эксплуатации. Объём зарядной камеры составляет 23 л. Орудие снабжено щелевым дульным тормозом нового образца, который уменьшает интенсивность вспышки при покидании снарядом ствола орудия и уменьшает откат орудия. Полуавтоматический клиновый затвор оснащён магазином на 32 стандартных капсюля-детонатора с кольцевым конвейером.

Дополнительное вооружение САУ PzH 2000 состоит из 7,62-мм пулемёта MG3 и 8 гранатомётов, предназначенных для отстрела дымовых гранат (по 4 с каждого борта). Боекомплект самоходки включает 60 артиллерийских снарядов, 48 полных метательных зарядов, а также 2000 патронов к пулемёту и 8 гранат для гранатомётов.

Новаторской особенностью PzH 2000 стало применение системы модульных метательных зарядов MTLS, разработанных фирмой «Рейнметалл». Полный заряд в этой системе состоит из 6 модулей (5 из них идентичны). Применение MTLS позволяет увеличить скорострельность, препятствует образованию нагара в канале ствола и его быстрому износу, увеличивает дельность стрельбы и ликвидирует опасность возгорания. Максимальная дальность ведения огня стандартным снарядом L15A2 составляет 30 км, снарядом с донной насадкой(донным газогенератором) «Бэйз Блид» — около 35 км, активно-реактивными боеприпасами — 40 км. Вместе с тем, гаубица может вести огонь и с применением традиционных зарядов «натовского» стандарта.

Основной тип снаряда PzH 2000 — осколочно-фугасный L15 британской разработки (создан для гаубиц FH70). Масса снарядов этого семейства в зависимости от модификации составляет 41,75–43,55 кг, масса взрывчатого вещества — 11,3 кг. Вариант L15A1 снабжён ведущим пояском, а L15A2 — ещё и обтюрирующим, что снижает износ ствола. Но практика показала, что при стрельбе из гаубицы с длиной ствола 52 калибра на максимальном метательном заряде ведущая часть снарядов L15A1 и L15A2 может быть стёрта до прохождения снарядами дульного среза. Это ведёт к биению снаряда в канале ствола и ускоренному износу последнего, поэтому бундесвер дорабатывает снаряды семейства L15 с заменой их ведущих частей.

PzH 2000 может вести огонь и другими типами снарядов – например, кассетными DM642, начинёнными 63 осколочными боевыми элементами (дальность стрельбы – 27,1 км). В боекомплект САУ входит и снаряд SMArt 155 (DM702A1), содержащий два самонаводящихся суббоеприпаса (система наведения последних включает инфракрасные датчики и микроволновый радар). Весит такой снаряд 47 кг, дальность стрельбы им достигает 27,5 км. В 2006 году PzH 2000 провела испытательные стрельбы активно-реактивным снарядом V-LAP, разработанным южноафриканской фирмой «Денел», на дальность 56 км. Этот показатель не является предельным – он был ограничен размерами полигона. В конце 2013 года состоялись испытательные стрельбы американским управляемым снарядом М982 «Экскалибур». Минимальная дальность стрельбы этим боеприпасом составляет 9 км, максимальная – 48 км.

САУ оборудована двумя прицелами – панорамным PERI R19 и TN80 (8-кратного увеличения), служащим для ведения огня прямой наводкой. Имеется и лазерный дальномер с диапазоном измерения дальности до 2800 м. Командир самоходки располагает перископическим прибором наблюдения PERI-RTNL80 с переменным увеличением (2- и 8-кратным). Кроме того, PzH 2000 оборудована радаром, измеряющим начальную скорость каждого выпущенного снаряда. Его фазированная антенная решетка установлена на передней стенке башни.

На люльке орудия установлены датчики системы ориентации и наведения, автоматически определяющей пространственное положение ствола орудия и устанавливающей точку начала координат, необходимую для полуавтоматического и автоматического наведения на цель. PzH 2000 также оборудована бортовой системой навигации и приёмником GPS AN/PSN-11. Система управления огнём позволяет реализовать режим поражения одной цели одновременно 3-5 снарядами благодаря внесению поправок при каждом выстреле.

При работе САУ в автоматическом режиме для её обслуживания достаточно двух членов экипажа, хотя её штатный экипаж состоит из пяти человек. Помимо командира, наводчика и механика-водителя, он включает двух заряжающих, вступающих в дело при пополнении боекомплекта или выходе из строя автомата заряжания.

Как и любая другая система, PzH 2000 не лишена недостатков. Главным из них считается большая масса машины, препятствующая её переброске по воздуху на борту нового европейского военно-транспортного самолёта А400М. С целью повышения аэромобильности концерн «Краус-Маффей-Вегманн» разработал модуль AGM (Аrtillerie-Geschütz-Modul) – облегчённую башню PzH 2000, которую можно устанавливать на относительно лёгкие шасси. Масса AGM составляет 12,5 т. Первый вариант САУ с таким модулем, изготовленный в 2005 году с применением шасси РСЗО MLRS, весил всего 27 т – вдвое меньше PzH 2000. В 2008 году появилась САУ «Донар», представляющая собой модуль AGM, установленный на шасси австро-испанской БМП ASCOD 2. Не пошла в серию и установка MONARC (Modular Naval Artillery Concept) – башня PzH 2000, адаптированная для установки на корабли класса «фрегат-эсминец». Её испытания проходили в 2002-2003 годах на фрегатах «Гамбург» и «Гессен», но в итоге выбор сделали в пользу обычных морских артустановок.

«Панцергаубица» в строю

Поставки PzH 2000 в бундесвер начались в 1998 году – первым их получил 345-й артдивизион. Изначально предполагалось заменить новыми САУ устаревающие M109A3G практически в пропорции 1:1, но ввиду сокращения и реорганизации бундесвера всё ограничилось поставкой первой заказанной партии из 185 единиц. Но и это количество оказалось излишним: в строй ввели только 154 PzH 2000, а остальные 31 отправили на склад. В дальнейшем их узлы предполагалось использовать для изготовления лёгких САУ с модулями AGM, однако эти планы так и не были реализованы.

Дальнейшее сокращение бундесвера привело к тому, что его артиллерийский парк съёжился до мизерных размеров. С учётом продажи части PzH 2000 за границу в распоряжении немецких военных остались 123 такие САУ, но из них пригодными к применению числится лишь 61, а в строю находятся только 40. Все они сосредоточены в двух дивизионах 10-й танковой дивизии – 131-м и 345-м. Первый из них включает две восьмиорудийные батареи «панцергаубиц», второй – три такие батареи (кроме того, в каждый дивизион входит батарея РСЗО MLRS). После снятия с вооружения САУ М109, М110, буксируемых орудий FH70 и горных гаубиц М56 эта горстка PzH 2000 составляет всю ствольную артиллерию бундесвера.

Первым зарубежным заказчиком PzH 2000 стала Италия, получившая 70 таких САУ. Две из них поступили из Германии, а остальные 68 были собраны по лицензии фирмой «ОТО Мелара». В настоящее время итальянская армия располагает 68 такими САУ, состоящими на вооружении двух артиллерийских полков: 132-го «Ариете», входящего в одноимённую танковую бригаду, а также 8-го «Пасубио» в бригаде берсальеров «Гарибальди». Характерно, что сухопутные войска Италии сохраняют в строю некоторое количество старых артсистем – модернизированные М109, FH70 и горные М56.

В 2001 году 24 самоходки PzH 2000HEL, несколько отличающиеся от базового образца составом оборудования, приобрела Греция. Ими укомплектованы два дивизиона. 57 машин поставлено в Нидерланды, но тамошняя армия подверглась такому же лавинообразному сокращению, как и бундесвер, оставив в строю только 24 PzH 2000, а затем сократив это количество до 18. Они состоят на вооружении единственного артдивизиона Королевской армии Нидерландов, носящего громкое название «Командование огневой поддержки».

Последним покупателем новых PzH 2000 стал Катар. Эта страна приобрела 24 САУ, первые из которых были поставлены осенью 2015 года. Сокращение парка PzH 2000 в Германии привело к появлению их на рынке «секонд-хенда». Первым покупателем стала Хорватия, получившая в 2015-2016 годах 12 строевых САУ PzH 2000, три такие же самоходки в качестве источника запчастей и одну машину для подготовки механиков-водителей (с демонтированной артиллерийской частью). В июне 2016 года первые PzH 2000 поступили в Литву – эта страна приобрела 21 САУ: 16 боевых (для артдивизиона имени генерала Ромуалдаса Гидрайтиса 1-й механизированной бригады «Железный волк»), три на запчасти и две учебные.

Применение

Боевой дебют PzH 2000 состоялся в Афганистане. В августе 2006 года в состав голландского контингента, действовавшего в провинции Кандагар, прибыли три такие самоходки. В сентябре того же года они приняли активное участие в операции «Медуза» по установлению контроля над городом Пандживайи и его окрестностями. В следующем году голландский контингент перевели в провинцию Урузган – здесь PzH 2000 участвовали, в частности, в штурме города Хора 15-19 июня 2007 года. Опыт эксплуатации PzH 2000 в Афганистане показал, что она является очень эффективным огневым средством. В то же время, фильтровентиляционная установка САУ оказалась недостаточной эффективной в условиях сильной запылённости. Потребовалось также усилить защиту верхней проекции самоходки, поскольку талибы активно применяли миномёты.

Немецкое правительство, также направившее свой контингент в Афганистан, долгое время не решалось посылать туда PzH 2000, считая операцию полицейской и предлагая своим солдатам обходиться только лёгким оружием. Но после гибели трёх солдат бундесвера (2 апреля 2010 года) было принято решение об усилении контингента в провинции Кундуз, и в Афганистан направили три PzH 2000. Впервые в бой они вступили 10 июля 2010 года, прикрывая эвакуацию подорвавшейся на мине бронемашины.

Являясь первой самоходной гаубицей, самостоятельно созданной в Германии после Второй мировой войны, PzH 2000, без преувеличения, задала новый стандарт разработки САУ в других странах мира. Эта машина обладает огневой мощью, сравнимой с тремя самоходками М109 последних модификаций. К тому же, немецкая артсистема имеет куда больше шансов уцелеть на поле боя благодаря высокой подвижности, лучшему бронированию, возможности действовать как в роли стационарной огневой точки, так и в качестве мобильной системы вооружения. Бортовая система самоходки позволяет ей действовать независимо от внешних корректировщиков и артиллерийских наблюдателей.

Тактико-технические характеристики САУ PzH 2000
МАССА, Т:
В БАЗОВОМ ИСПОЛНЕНИИ

С УСТАНОВЛЕННЫМИ БЛОКАМИ РЕАКТИВНОЙ БРОНИ

55,8

57,66

ДЛИНА, М:
ПО КОРПУСУ

С ПУШКОЙ ВПЕРЁД

7,91

11,67

ШИРИНА, М 3,5
ВЫСОТА, М 3,46
КЛИРЕНС, М 0,44
МОЩНОСТЬ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ, Л. С. 1000
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, КМ/Ч:
ПО ШОССЕ

ПО ПЕРЕСЕЧЁННОЙ МЕСТНОСТИ

67

45

ЁМКОСТЬ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ, Л 1000
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, КМ 420
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
ВЫСОТА СТЕНКИ, М

ГЛУБИНА БРОДА, М

ШИРИНА РВА, М

ПОДЪЁМ, ГРАД.

1

1,5

3

30

Автор:Андрей Харук

Источники:

  1. https://warspot.ru/
  2. Niesner С. Panzerhaubitze 2000. – Vollert Tankograd Publishing, Erlangen, 2009
  3. Лебедев Л. Основные 155-мм гаубицы ведущих зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение, 2009, №3
  4. Омелянюк П. Panzer-Haubitze 2000. Внучка Большой Берты // Танки мира. Приложение к журналу «Арсенал-Коллекция», 2013, Вып. 21
4+

от admin