2+

Самолёт для города? Звучит странно: однако такие машины проектировались и удачно испытывались. Самолет короткого взлета и посадки для эксплуатации в малых внутригородских аэропортах, или «городской лайнер» считался очень перспективной машиной в 60-70 х годах прошлого века.

Действительно, многие аэропорты — особенно старые, строившиеся еще первой половине века — позже фактически стали внутригородскими, разросшиеся кварталы застройки окружили взлетную полосу. Число таких аэропортов было велико (кое-где они сохранились и сейчас). Удлинить полосу под более крупные современые машины было, как правило, невозможно. В то же время, аэропорт в центре города для пассажира куда удобнее загородного, т.к. ближе.

Поэтому разрешение проблемы нашли в создании пассажирских лайнеров с коротким (или даже вертикальным) взлетом и посадкой. Такой самолет, из-за ограниченных подходов к внутригородскому аэропорту, на посадке должен был снижаться по крутой глиссаде; на взлете же быстро набирать высоту.

Одним из таких проектов был французский самолет Бреге 941. Конструктор Луи Бреге давно занимался проработкой машин с коротким взлетом и посадкой. Новый самолет должен был иметь отличные, в этом смысле, характеристики.

Машина рассчитывалась на 55-60 пассажиров. Для обеспечения характеристик короткого взлета и посадки применили крыло с мощнейшей механизацией: двухщелевые закрылки, установленные по всему размаху задней кромки. Четыре турбовинтовых двигателя приводили винты большого диаметра: мощный обдув крыла винтами обеспечивал большой прирост подъемной силы. Интересной «фишкой» была работа всех четырех силовых установок на общий вал трансмиссии.

Первый полет прототип выполнил в 1961 году. Машина показала выдающиеся результаты: разбег на взлете составлял 180 метров, а пробег на посадке с использованием реверса- от 80 до 100 метров. Для транспортного самолета массой в двадцать две тонны это было впечатляющее достижение.

Начались испытания:

Самолет летал с крейсерской скоростью 400 км/ч на дальность до тысячи километров — то есть, подтвердил ожидаемые характеристики.

Самолет вызвал большой интерес как в Европе, так и США (в Америке он даже прошел программу испытаний как раз в роли «городского лайнера» в малых аэропортах). Начались переговоры о покупке лицензии на его постройку: машиной заинтересовался такой гигант авиастроения как Mcdonnel-Douglas. Будущему американскому варианту даже присвоили название — McDonnell-Douglas 188.

Интерес проявила и авиакомпания Eastern Airlines. Планировалось приобретение десятков серийных машин. Предполагались рейсы на ближнемагистральных линиях дальностью до 500 км. В общем, перспективы данного лайнера виделись очень даже радужными. Но, тут всплыл один очень серьезный недостаток этого самолета, который одним махом перечеркнул все планы, самолет оказался неимоверно шумным, его винты создавали гораздо больше шума чем даже мощные реактивные двигатели его собратьев. Для самолета который должен эксплуатироваться в непосредственной близости от жилых кварталов это оказалось совершенно неприемлемо. В результате всего этого проект был прекращен. Четыре построенных машины передали в ВВС Франции, где они успешно летали до 1980-х годов.

Источники:

https://zen.yandex.ru/tempe

http://www.airwar.ru/

2+

от admin