3+

Созданная в 1943 году САУ ИСУ-152 была вооружена 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С, которая имела большую огневую мощь, но в то же время начальная скорость снаряда была не очень высокой — 600 метров в секунду.

Для того чтобы ещё больше повысить огневую мощь ИСУ-152, советские инженеры решили создать более мощную версию самоходки с длинноствольной пушкой большой мощности. В начале 1944 года в КБ завода №100 началась разработка самоходной установки ИСУ-152БМ (ИСУ-152-1), вооружённой 152-мм пушкой БЛ-8. Опытный образец самоходки был построен летом 44-го года и сразу же был отправлен на артиллерийский полигон в Ленинграде для испытаний.

Основное отличие ИСУ-152БМ от базовой машины заключалось в новом орудии. Пушка БЛ-8 проектировалась специально для установки на САУ. Начальная скорость бронебойного снаряда 53-БР 540 достигала 850 м/с. С дистанции 1000 м бронебойный снаряд пробивал бронированную плиту толщиной 180 мм. Боекомплект орудия состоял из 21 выстрела раздельного заряжания.

Дальность выстрела прямой наводкой составляла 5000 м, максимальная дальность стрельбы достигала 18500 метров. В качестве дополнительного вооружения планировалось устанавливать 12,7-мм пулемёт ДШК.

Бронекорпус самоходки был сварен из катаных бронеплит. Толщина лобовой брони составляла 90 мм, бортовой — от 75 до 90 мм, кормовой — 60 мм. Боевая масса увеличилась, по сравнению с базовой машиной, на 1 тонну и достигла 47 тонн. В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-2-ИС мощностью 520 лошадиных сил. Ходовая часть была позаимствована у ИСУ-152.

Максимальная скорость достигала 35 км/ч. По пересечённой местности САУ могла передвигаться со скоростью до 15 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 170 километров, по пересечённой местности — 120 километров. В состав экипажа входили пять человек: командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий и замковый. Для самообороны у экипажа имелись 2 пистолета-пулемёта ППШ и 25 гранат Ф-1.

Испытания ИСУ-152БМ показали сразу несколько недостатков: невысокая живучесть ствола, ненадёжная работа дульного тормоза, плохая эргономика боевого отделения. Из-за длиннющего ствола торчащего впереди машины значительно ухудшались возможности САУ по преодолению препятствий и движению по бездорожью.

Самоходная установка не прошла испытания. Однако работы по созданию САУ большой мощности не были прекращены, и изготовленный опытный образец ИСУ-152БМ был использован для создания более совершенной САУ ИСУ-152-2.

Источники:

https://zen.yandex.ru/istoriya_bronetekhniki

http://yuripasholok.livejournal.com/178505.html

3+

от admin