85 лет назад, 10 марта 1936 года, впервые поднялся в воздух прототип английского легкого скоростного бомбардировщика Фэйри «Баттл» (Battle — «Битва»). В начале Второй мировой войны эта машина, растиражированная в 2200 экземплярах была основным фронтовым ударным самолетом Королевских ВВС, но встреча в мае 1940-го с немецкими истребителями и мобильной зенитной артиллерией обернулась для нее катастрофой.
При этом самолет обладал полноценным бомбардировочным прицелом и мог бомбить с пикирования, для чего в бомбоотсеках имелись специальные выдвижные бомбосбрасыватели с гидроприводами. Экипаж состоял из трех человек — пилота, штурмана-бомбардира и стрелка-радиста. Командование Royal Air Force возлагало на «Баттл» большие надежды, поэтому еще до войны было заказано более 1000 машин, а после ее начала заказали еще тысячу. У летчиков «Баттлы» пользовались высокой репутацией: их считали простыми в управлении, устойчивыми и послушными.
Первые эскадрильи «Баттлов» прилетели во Францию уже 3 сентября 1939 года, в тот самый день, когда Британия объявила войну Германии. Но до мая следующего года они совершали только разведывательные полеты и разбрасывали листовки. Как шутили сами пилоты, они обеспечивали немцев туалетной бумагой. Начало гитлеровского блицкрига резко изменило ситуацию. «Баттлы» были впервые использованы по прямому назначению, атакуя моторизованные колонны, мосты, переправы и скопления войск.
И тут выяснилось, что самолет фактически беззащитен. Скорость, которая в 1936 году считалась высокой, уже не позволяла «Баттлам» уходить от истребителей, а довольно низкая маневренность не давала возможности уклоняться от атак. Слабое оборонительное вооружение — один шкворневый пулемет с дисковым магазином и довольно узкими секторами обстрела — обеспечивало скорее символическую, чем реальную защиту.
Вдобавок, если Ил-2 был перегружен броней, то англичане впали в другую крайность: броня на «Баттле» полностью отсутствовала, не было даже бронеспинки сиденья пилота. Не было и протекторов на больших крыльевых бензобаках, представлявших собой отличные мишени. Положившись на скорость, разработчики «Баттла» полностью пренебрегли пассивной защитой.
В результате, «скоростные» бомбардировщики сразу стали нести тяжелые потери. В первых двух боевых вылетах 10 мая погибли 13 из 32 участвовавших в них экипажей. 12 мая пять «Баттлов» атаковали стратегически важный автомобильный мост через канал Альберта. Ни один из них не вернулся, хотя, одному самолету, уже поврежденному зенитным огнем, удалось добиться прямого попадания и обрушить пролет моста. Пилот и штурман этой машины были посмертно награждены высшей британской военной наградой «Крест Виктории».
Наиболее катастрофичным для «Баттлов» выдалось 14 мая, когда 63 машины без истребительного прикрытия были брошены на понтонные переправы через реку Маас. Над целью их встретили эскадрильи «Мессершмитов» и устроили настоящий погром, сбив 35 самолетов. После этого случая «Баттл» срочно переквалифицировали в ночной бомбардировщик, однако, тяжелая фронтовая обстановка еще не раз вынуждала применять их днем, несмотря на потери.
Так, 19 мая ценой гибели шести экипажей «Баттлам» удалось на несколько часов задержать движение одной из танковых дивизий, рвавшихся к Ла-Маншу. А 13 июня англичане, по просьбе французов, разбомбили моторизованную колонну, которая, не встречая сопротивления, быстро двигалась к Парижу. Фактически уже бессмысленное исполнение союзнического долга обошлось в семь сбитых машин.
15 июня все уцелевшие «Баттлы» были эвакуированы на Британские острова. Во Франции и Бельгии остались обломки 230 сбитых и уничтоженных на аэродромах «Баттлов». В сентябре того же года англичане вывели «Баттлы» из боевого состава авиачастей, размещенных в Европе. Большинство из них впоследствии переоборудовали в учебные машины и буксировщики мишеней для тренировок истребителей в воздушной стрельбе.
Но в Африке, против итальянцев, обладавших гораздо более слабой зенитной артиллерией и истребительной авиацией, чем немцы, «Баттлы» применялись в качестве дневных и ночных бомбардировщиков до августа 1941 года.
Модификация | Battle Mk.II | Battle Mk.III |
Размах крыла, м | 16.45 | 16.46 |
Длина, м | 12.93 | 12.90 |
Высота, м | 4.57 | 4.72 |
Площадь крыла, м2 | 39.20 | 39.20 |
Масса, кг | ||
пустого самолета | 3361 | 3018 |
нормальная взлетная | 4944 | 4895 |
нормальная взлетная | 5307 | |
Тип двигателя | 1 ПД Rolls-Royce Merlin II | 1 ПД Rolls-Royce Merlin III |
Мощность, л.с. | 1 х 1030 | 1 х 1440 |
Максимальная скорость , км/ч | ||
у земли | 338 | |
на высоте | 406 | 412 |
Крейсерская скорость , км/ч | 322 | 338 |
Практическая дальность, км | 1931 | 1609 |
Скороподъемность, м/мин | 282 | 75 |
Практический потолок, м | 7925 | 7620 |
Экипаж | 3 | 3 |
Вооружение: | один 7,7-мм пулемет в правой консоли крыла, один 7,7-мм пулемет Vickers K в задней кабине; бомбовая нагрузка до 454 кг. (макс. — 681 кг.) |
Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com
http://www.airwar.ru/
АвиаМастер. Владимир Котельников. Проигравший битву
Крылья Родины. Сергей Колов. Фэйри «Бэттл» — элегантный неудачник
Aircraft Profile 34. Philip J.R. Moves. Fairey Battle (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
SAM Publication. Ian D. Huntley. Fairey Battle
Aeroplane. British Bombers of World War Two