Транспортный самолёт FMA IA. 38 «Naranjero», что в переводе означает «апельсиновый», получил такое необычное название из-за того, что изначально он проектировался именно для транспортировки сельскохозяйственной продукции из труднодоступных районов Аргентины.
Разработан он был Институтом аэротехники в Кордове под руководством знаменитых братьев Хортен иммигрировавших из послевоенной Германии в Аргентину. Братья Вальтер и Реймар Хортен наиболее известны тем, что в конце Второй мировой войны разработали и построили первый в мире реактивный самолет-летающее крыло Ho IX.
На протяжении всей своей конструкторской деятельности братья Хортен разрабатывали самолеты схемы летающее крыло, полагая, что «самолету для полета нужно только крыло, все остальное является непозволительной роскошью и данью традиции». Стоит сказать, что данное утверждение совсем не лишено здравого смысла.
Дело в том, что самолеты-летающее крыло(при использовании двигателей одинаковой мощности) превосходят классические самолеты практически по всем показателям. Причем превосходство по таким категориям как грузоподъемность и дальность может составлять до 50 и даже более процентов. А значительно меньшее лобовое сопротивление летающего крыла, на дозвуковых скоростях, позволяет получить выигрыш в скорости до 25%.
Исходя из этого, братьями Хортен был разработан целый ряд проектов самолетов, начиная от планеров и заканчивая межконтинентальными бомбардировщиками, которые по своим характеристикам на многие годы опередили свое время.
Как было сказано выше, в конце войны братьями Хортен, помимо реактивного истребителя, было разработано несколько проектов тяжелых бомбардировщиков под общим обозначением Ho.XVIII и транспортно-десантный самолет Ho.VIII. Естественно, что реализовать столь грандиозные проекты в преддверии капитуляции нацистской Германии не представлялось возможным, но Хортены вовсе не собирались отказываться от своих идей.
Поэтому, после переезда в Аргентину, братья Хортен предложили свои проекты президенту Перону, мечтавшему превратить Аргентину из отсталой аграрной страны в ведущую авиационную державу. Тем не менее, браться сразу за создание революционного межконтинентального бомбардировщика взлетной массой под 200 тонн было, мягко говоря, опрометчиво, поэтому, было решено реализовать менее амбициозный проект транспортного самолета Ho.VIII превратившийся в FMA IA. 38 «Naranjero».
Концепция данной машины подразумевала создание транспортного самолета, который должен был решить серьезную логистическую проблему Аргентины, не имевшей развитой сети дорог. По задумке, FMA IA. 38 «Naranjero», должен был взлетая с грунтовых сельских аэродромов перевозить фермерскую продукцию в города, а на обратном пути снабжать фермеров необходимыми им товарами.
При создании своего самолета, Хортенам пришлось все же отказаться от излюбленной ими схемы летающего крыла и обратится к схеме бесхвостка. Причина такого решения заключалась в том, что летающее крыло позволяет реализовать все свои преимущества лишь при условии, что все агрегаты самолета будут вписаны в контуры крыла. В свою очередь, сравнительно небольшой FMA IA. 38 «Naranjero» должен был иметь достаточно объемный грузовой отсек, который физически было невозможно вписать в контуры крыла.
По конструкции самолет представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом с углом стреловидности 36,5°. Аэродинамическая схема — «бесхвостка». Шасси пятиколесное, убирающееся : две фюзеляжные двухколёсные и одна носовая одноколёсная стойки. Самолёт оснащался четырьмя поршневыми двигателями IAe. 16 El Gaucho мощностью по 450 л. с. Грузовая кабина объёмом 23 м.куб. вмещала до шести тонн груза и имела широкий разгрузочный люк типа «крокодил». Топливо (1450 литров) размещалось в крыле.
Размах крыла, м | 32.0 |
Длина самолета, м | 13.50 |
Высота самолета, м | 4.60 |
Площадь крыла,м2 | 133.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 8500 |
максимальная взлетная | 16000 |
Топливо, кг | 432 |
Тип двигателя | 4 ПД I.Ae.16 El Gaucho |
Мощность, л.с. | 2 х 450 |
Максимальная скорость, км/ч | 252 |
Крейсерская скорость, км/ч | 215 |
Практическая дальность, км | 1250 |
Дальность действия, км | 246 |
Практический потолок, м | 8000 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | до 6000 кг груза |
Historia de los modelos de aviones producidos por la Fabrica Militar de Aviones
Argothypermedia.com/fma . Cronicas y testimonios Fabrica Militar de Aviones