5+

В годы Второй мировой войны, на ряду с итальянцами и японцами, человекоуправляемые торпеды пытались применять и немцы. Однако использовали они их не для атак на базы противника, а для защиты собственного побережья, что позволяет считать эти изделия диверсионными средствами с весьма существенными оговорками. Самым первым образцом этого оружия стала спроектированная в 1944 году торпеда «Neger».

Торпеда «Neger» представляла собой две электрические торпеды калибром 21 дюйм(53,34 см), размещенные одна над другой с зазором в 15 см. На верхней торпеде боеголовка весом 500 кг была заменена крошечным кокпитом для водителя. В нем были установлены самые примитивные органы управления и рычаг пуска нижней торпеды. Прицел был тоже самым простым — кольцо на лобовом стекле и металлический штырь на носу. Нижняя торпеда была обычной боевой. Тихо приблизившись к цели, оператор пускал нижнюю торпеду в ее борт и полным ходом удалялся от места атаки. Одновальный электромотор верхней торпеды теоретически мог позволить этому сооружению двигаться со скоростью 20 узлов.

 

Однако из-за необходимости увеличить запас плавучести, чтобы нести нижнюю торпеду, половину аккумуляторов пришлось снять. В результате максимальная скорость сократилась до 10 узлов, а всего «Neger» мог пройти 48 миль со скоростью 4 узла. Длина аппарата — 7,6 м, ширина — 0,5 м, водоизмещение — 2,8 т. «Neger» не мог погружаться, он обладал способностью действовать только в позиционном положении. Эксперименты с балластными цистернами завершились провалом: вес баллона со сжатым воздухом для продувки цистерн опасно сокращал запас плавучести. Водитель был втиснут в крошечный кокпит. Его плечи и голова выступали над водой не более чем на 45 см. Кокпит закрывался плексигласовым куполом для защиты от волн. Добровольцы для управления торпедами набирались из солдат и матросов, но адмирал Дениц специальным приказом запретил брать подводников. Устройство сброса купола было установлено внутри кабины, но если водитель открывал купол, чтобы глотнуть свежего воздуха, то это часто приводило к потерям. Торпеду просто захлестывало водой. С закрытым куполом дышать приходилось с помощью кислородного аппарата Даггера. Однако случаи отравления углекислым газом были слишком частыми. Точных данных нет, но немцы считают, что от различных несчастных случаев погибло более половины всех пропавших человеко-торпед.

Кроме уже описанных опасностей водителей подстерегала еще одна. Человекоуправляемая торпеда становилась крайне неустойчивой после того, как пилот выстреливал нижнюю, боевую торпеду. Бывали и совсем дикие случаи, когда не срабатывали замки и боевая торпеда тащила за собой верхнюю прямо к верной гибели. Даже если пилоту удавалось преодолеть все трудности, подкрасться к вражескому кораблю и прицелиться, используя примитивное приспособление, его шансы поразить цель (особенно движущуюся) с такой низкой и неустойчивой платформы были крайне невелики.

 

Еще до того, как торпеды прошли всесторонние испытания, их бросили в бой 20 апреля 1944 года, на пятьдесят пятый день рождения Гитлера. Около 40 человеко-торпед под командованием лейтенанта Крига были направлены по железной дороге на западное побережье Италии. Почва на участке их спуска на воду оказалась слишком мягкой, поэтому, использовать подъемный кран не получилось. Вместо этого пришлось тащить их на колесных тележках на глубину, пока торпеда не всплывала. Имелось 30 тележек, 13 из них сразу завязли в песке. Таким образом, только 17 торпед смогли отправиться в поход.

Луны не было, а единственным навигационным прибором были наручные компасы. Как ни странно, все торпеды добрались до назначенного района, но вместо беззащитных транспортов, стоящих на якоре, они обнаружили охотников за подводными лодками. Произошел ожесточенный бой. Немецкие источники говорят, что во время атаки были потеряны четыре человеко-торпеды и потоплены два охотника. Шесть водителей, выпустив боевые, затопили свои транспортные торпеды и вплавь добрались до своего берега, а семь пилотов сумели добраться до контролируемого немцами побережья на своих аппаратах. Чтобы сохранить секретность, все вернувшиеся торпеды и те, что не удалось спустить, были взорваны.
Союзники утверждают, что ни один из их кораблей повреждений не получил. Был взят в плен один водитель, покинувший утонувшую торпеду, а самое главное — захвачен невредимый образец нового оружия, который дрейфовал по течению, Пилот торпеды погиб, отравившись углекислым газом.

Гораздо более значительные успехи были достигнуты немцами во время высадки союзников в Нормандии в июле 1944 года. Правда, добраться до прикрытых двойной линией дозорных кораблей транспортов не удалось, но человеко-торпеды все-таки потопили несколько сторожевых судов, эсминец «Айсис» (водоизмещением 1340 т.) и старый английский крейсер «Дрэгон» (водоизмещением 5300 т.), укомплектованный польским экипажем. Взрыв торпеды оторвал крейсеру корму, и англичане вынуждены были его затопить, использовав как часть волнолома искусственной гавани, сооруженной в зоне высадки.

 

Эти успехи немцев были достигнуты дорогой ценой. В ходе первой атаки 5 июля были потеряны 12 торпед из 26. Правда, союзники заявили, что потопили только 4 аппарата. При второй вылазке, 7 июля, только 5 торпед из 21 вернулись на базу. В этом случае в ночном бою союзники потопили 12 торпед, а еще 4, дрейфовавшие на поверхности, были утром уничтожены самолетами. Вероятно, их водители задохнулись. Два последующих выхода, 19 июля и 15 августа, были практически сорваны из-за плохой погоды, но и на сей раз большинство торпед не вернулись вследствие аварий.
Тихоходная, уязвимая человекоуправляемая торпеда была просто самоубийственным оружием, поэтому её боевая история была не долгой. Вскоре  операции с использованием торпед «Neger» были прекращены и им на смену пришло новое, более совершенное оружие… еще одна человеко-торпеда «Marder» («Куница»):). Что поделаешь, такова природа тоталитарных режимов, их «фюреры» прежде чем отправится в ад, готовы бросить в мясорубку войны кого угодно, хоть все население своей страны, лишь бы как можно дольше оттягивать свой жалкий конец.

Источник:http://zonwar.ru/

5+

от admin