20+

Довольно часто в среде адептов секты «вкусного пломбира» можно услышать критику в адрес американского танка М4″Шерман», впрочем как и в адрес другой техники союзников, мол и это у них не так и то у них не эдак, да и вообще, «могли бы победить и без ленд-лиза»… Причем ими совершенно игнорируется мнение советских ветеранов воевавших на ленд-лизовской технике и отзывавшихся об американских танках весьма положительно. Наиболее часто критике подвергаются габариты «Шермана», мол «в отличии от советских танков он был высокий как сарай». Давайте же разберемся почему американский танк был таким «высоким» и действительно ли так было на самом деле.

До определенного времени считалось, что при конструировании танка, его желательно делать как можно более приземистым, и стоит сказать, что подобный подход был абсолютно верен. Боевой машине имеющей более низкий силуэт не только проще скрываться от огня противника за складками местности, но и заметность её на поле боя значительно снижается. Помимо этого за низкий силуэт говорила и статистика боевых повреждений, согласно которой около 80% попаданий в танк приходились в башню, на высоте примерно 1,6-1,8 метра от земли. Исходя из этого, сделав танк более приземистым, можно было еще больше снизить вероятность попаданий в корпус, уменьшить его бронирование, а высвободившийся запас по массе пустить на усиление бронирования башни. Так было примерно до конца ХХ века.

В современной войне высота боевой машины уже не играет такого большого значения как раньше, современные средства наблюдения позволяет обнаруживать танк противника на расстоянии до четырех и более километров в любое время дня и ночи, а системы управления огнем(СУО) наводят танковые орудия в центр силуэта цели из-за чего большинство попаданий в танк теперь приходится на высоте примерно в метре от земли. Да и оператору современного ПТРК тоже не особо важно какой высоты танк два с половиной метра или три, при наличии определенного опыта ему не составляет большого труда попасть управляемой ракетой даже в легковой автомобиль.

Но давайте теперь все же вернемся к основному вопросу нашей статьи. Действительно, на первый взгляд, танк «Шерман» кажется довольно высоким, в определенной мере это можно свалить на требование обеспечить удобство работы экипажа. Ни для кого уже не секрет, что при конструировании советских танков  о комфорте работы экипажа думали в последнюю очередь, чего не скажешь о танках американских, где с эргономикой и внутренним пространством было все «Ок» либо почти «Ок».

Однако, высота «Шерманов» связана больше с особенностью конструкции, чем с комфортом экипажа. Если взглянуть на любую модификацию танка М4 «Шерман», в глаза сразу бросается непривычное для советской танковой школы расположение трансмиссии, из за которого ведущее колесо танка располагалось спереди.

Дело в том, что двигатель и трансмиссия танков М4 «Шерман» разнесены по разные стороны корпуса, двигатель находится в задней части, а трансмиссия — в передней(о причине по которой была выбрана именно такая компоновка вы можете прочитать в статье -«Почему в немецких танках времен Второй мировой трансмиссия располагалась впереди, а двигатель сзади»).

Следовательно, для передачи движения от двигателя к трансмиссии необходим карданный вал. Его мы можем видеть на схематическом изображении «Шермана» в разрезе:

Наличие кардана, как видно на изображении, потребовало приподнять вращающийся пол башенного отделения, что и привело к увеличению вертикальной составляющей габаритов танка.

Но самое интересное мы все же оставили, так сказать, на закуску, специально для «почитателей всего советского». Дело в том, что советский символ Второй мировой войны-танк Т-34-85, при его, так называемой, «рациональной компоновке» и жутких условиях работы экипажа имел высоту 2700 мм, а M4A2″Шерман» при всей его «сарайности»- 2743 мм, то есть он аж на целых 43 миллиметра был выше тридцатьчетверки, но при этом условия работы экипажа в нем были несравнимо лучше чем в советском танке. К слову, немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV, являвшийся аналогом Т-34, имевший такую же «нерациональную компоновку» как и «Шерман» имел высоту-2680 мм, то есть был даже ниже чем Т-34-85, а о том насколько комфортными при всем при этом были условия работы экипажа в немецких танка напоминать, наверное, нет смысла, в этом отношении немцы могли дать фору даже американцам.

 

20+

от admin