11+

65 лет назад, 11 июня 1957 года, на вооружение американских ВВС поступил стратегический стратосферный фоторазведчик Локхид U-2 по прозвищу «Леди Дракон» (Dragon Lady). В течение следующих трех лет он был настоящим кошмаром для советского руководства, поскольку эти самолеты беспрепятственно бороздили небо над СССР, фотографируя военные и промышленные объекты, а советские ПВО не могла их достать.

«Драконши» летали на высоте более 21 километра, где до них не добивали зенитные ракеты, а лучшие из имевшихся на тот момент перехватчики МиГ-19 могли подняться лишь на 17,5 километров. U-2 отсняли во всех подробностях сверхсекретные космодромы Байконур и Плесецк, засекреченный ядерный центр Саров, военные аэродромы, авиазаводы, судоверфи, военно-морские базы и многое другое. При желании они могли бы беспрепятственно и безнаказанно доставить ядерные боезаряды в любую точку СССР, но, к счастью, в Вашингтоне такого желания не возникло.

Однако 1 мая 1960 года лафа кончилась. Расчет нового ЗРК С-75 с высотой поражения 25 километров, все же, сбил над Свердловском очередного визитера, а его пилот Фрэнсис Пауэрс выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Разразился грандиозный международный скандал, поскольку до того американцы категорически отрицали разведывательные полеты своей авиации над советской территорией.

Правда, в этой бочке меда был большой половник дегтя, так как вторая ракета, пущенная «для подстраховки», по ошибке сбила сопровождавший нарушителя МиГ-19, а его пилот старший лейтенант Сергей Сафронов — погиб и был посмертно награжден орденом Боевого Красного Знамени. Но этот, мягко говоря, конфуз, разумеется, был тщательно засекречен и стал достоянием гласности только через четверть века, во времена «перестройки».

Над СССР U-2 больше не летали, а вторую «драконшу» опустил на Кубу 27 октября 1962 года расчет С-75 под командованием майора Герченова. Пилоту — майору Андерсону повезло гораздо меньше, чем Пауэрсу. Он не смог покинуть сбитую машину и погиб. А потом китайцы с помощью полученных из СССР ЗРК устроили американским «высотникам» настоящий погром. В 1963-67 годах над КНР были сбиты четыре «Дрэгон Леди», правда, формально все они принадлежали тайваньским ВВС.

Еще один, на этот раз «родной» американский U-2, был подбит 8 октября 1966 года над Северным Вьетнамом. Летчик с трудом дотянул на поврежденной машине до границы с Южным Вьетнамом и выпрыгнул с парашютом. До сих пор неизвестно, чьи зенитчики прервали его разведывательную миссию, но, скорее всего, — советские. Именно они тогда управляли северовьетнамскими ЗРК,

К середине 1960-х годов неуязвимость «Дрэгон Леди» ушла в область легенд и преданий. Тем не менее, 30 таких машин до сих пор остается на вооружении американских ВВС. На первый взгляд может показать, что в современных условиях подобный «древний» самолет совершенно бесполезен, но не нужно забывать, что разведывательные самолеты могут летать не только над территорией потенциального противника, но и вдоль его границ. Такие полеты тоже могут дать большое количество разведывательной информации — радар расположенный на самолете-разведчике способен заглянуть на несколько сот километров вглубь разведываемой территории, а следящие за ним РЛС «противника» выдают схему своего расположения и рабочие частоты. Так-что «Леди Дракон» еще рано уходить на покой.

ЛТХ:

Размах крыла, м   24.5
Длина самолета,м   15.24
Высота самолета,м   4.57
Площадь крыла,м2   55.70
Масса, кг
  пустого самолета   6464
  максимальная взлетная   10954
Внутреннее топливо, л   5791.7
Тип двигателя   1 ТРДФ Pratt Whitney J75-P-13В
Тяга, кН
  нефорсированная   1 х 70.28
  форсированная   1 х 75.62
Максимальная скорость, км/ч   850
Крейсерская скорость, км/ч   741
Практическая дальность, км   4633
Продолжительность полета, ч   6
Практический потолок, м   21335
Экипаж, чел   1

Автор: Вячеслав Кондратьев

Источники:

https://vikond65.livejournal.com/

http://www.airwar.ru/

11+

от admin