4+

Почти каждый, кто мало-мальски увлекается историей танкостроения, наслышан о проекте А-40 – уникальном гибриде планера и танка, созданным советским конструктором Олегом Константиновичем Антоновым на базе лёгкого танка Т-60. Но о подобном японском проекте летающего танка знают далеко не все.

К 1943 году командование «Тэйсин Сюдан» (挺進集団) — парашютно-десантных войск Императорской армии, пришло к выводу, что японским десантникам во время проведения крупных операций необходима поддержка тяжелого, желательно танкового и артиллерийского вооружения.

Для реализации этой задачи в составе парашютно-десантных войск был сформирован специальный планерный отряд, оснащённый наиболее тяжелыми, из имевшихся тогда на вооружении, планерами «Кокусай» Ку-8-II (国際 ク8 四式特殊輸送機). Этот планер имел грузоподъёмность около 1800 кг и был приспособлен для перевозки 75-мм горной пушки «Тип 94» (九四式山砲), образца 1934 года, массой 544 кг, с расчётом.

Однако, этому в общем-то неплохому орудию для выполнения задач поддержки, во время проведения  десантных операций, не хватало подвижности и противотанковых свойств. По мнению японских десантников, наилучшей в подобных условиях была бы танковая поддержка. Однако перебросить, какой-либо из имеющихся на вооружении Императорской армии танков, планеры Ку-8-II были не в состоянии.

Тогда и возникла идея создать специальный танк-планер. Предполагалась оснастить лёгкий танк крыльями, хвостовым оперением и доставлять его по воздуху, буксируя за самолётом. После приземления танк сбрасывал бы авиационную оснастку и действовал дальше как обычная боевая машина.

Довольно быстро выяснилось, что ни один из имеющихся на вооружении лёгких танков не подходит на роль танка-планера, поэтому было решено сконструировать новую машину. Разработка собственно танка была поручена компании «Мицубиси Дзюкогё Кабусики-гайся» (三菱株式会社 / Mitsubishi Heavy Industries), а конструированием планера занялась фирма «Маэда Тэкосё» (前田鉄工所 / Maeda Iron Works Co). К концу 1943 года опытный образец был готов к испытаниям.

За основу «Ку-Ро» был взят производившийся мелкой серией танк Тип 98 «Ке-Ни» (九八式軽戦車ケニ), конструкция которого была основательно переделана с целью уменьшения веса с 7,2 тонн у прототипа, до 2,9 тонн. Экипаж уменьшили до двух человек усадили их тандемом, а сам танк сделали почти в два раза уже от первоначального. Бронирование было противопульным и не превышало 12 мм. В двигательной установке шестицилиндровый дизель, с целью облегчения, был заменён на четырёхцилиндровый бензиновый мотор.

Артиллерийское вооружение танка соответствовало базовому образцу и включало 37-мм танковую пушку, с длиной ствола 45,9 калибров и начальной скоростью снаряда 760 м/с. Из-за тесноты башни установить в ней спаренный пулемёт не получилось, поэтому была предусмотрена, возможность замены орудия на огнемёт или 7,7-мм пулемёт. Вероятно, предполагалось взаимодействие на поле боя пушечных танков с вооружёнными огнемётами и пулемётами в составе одного подразделения, либо установка того или иного вида оружия в зависимости от боевых условий и выполняемой задачи.

Ходовая часть была оставлена прежняя, но количество опорных катков, было уменьшено до пяти на борт, сблокированных по два, на пружинной подвеске. Так как на предварительных испытаниях стало ясно, что она не справляется с развиваемыми при взлёте и посадке скоростями, к гусеницам на время воздушной транспортировки были приделаны специальные съёмные лыжи.
Первоначально проект предусматривал, что танк будет крепиться к планерной части снизу на растяжках, но в окончательном варианте элементы планера решили крепит непосредственно к корпусу танка.

Управление планерной частью, представлявшей специально разработанные для этого проекта сбрасываемые крылья и хвостовое оперение, производилось во время полёта тросовым приводом непосредственно с места механика-водителя. Буксировка танка-планера предполагалась тяжёлым бомбардировщиком «Мицубиси Ки.21» Тип 97 ( 陸軍九七式重爆撃機/三菱キ21).

Характеристики «Ку-Ро» (через дробь приведены данные для танка с установленным планером):

длина – 4,07 м / 12,8 м;

ширина – 1,44 м / 22,0 м;

высота – 1,89 м / 3,0 м;

вес – 2,9 т / 4,2 т;

Бронирование:

лоб корпуса-16 мм

борт корпуса-12 мм

лоб башни-12 мм

скорость танка – 43 км/ч / полёта планера – 174 км/ч;

площадь крыла планера – 60 кв.м;

вооружение – 37-мм танковая пушка или огнемёт или 7,7-мм пулемет;

двигатель – «Мицубиси-Франклин», бензиновый, рядный, четырёхцилиндровый, воздушного охлаждения;

мощность – 50 л.с./2400 об/мин.;

экипаж – 2 чел. (водитель + командир, он же оператор вооружения).

Проведённые в 1944 году испытания опытного образца, названного Специальный № 3 лёгкий танк «Ку-Ро», окончились неудачей.
Во время полёта танк-планер показал неудовлетворительные лётные качества, а во время посадки экспериментальная машина потеряла управление и врезалась в одно из аэродромных сооружений, в результате чего пилот-испытатель погиб.
В принципе, все эти проблемы могли быть разрешены, но командование японской армии сочло проект летающего танка бесперспективным, тем более что об агрессивных наступательных операциях думать уже особо не приходилось.

Источники:

https://zen.yandex.ru/irregular_interest

http://aviarmor.net/

П.Сергеев «Танки Японии во Второй мировой войне». 2000

С.Федосеев «Бронетанковая техника Японии 1939—1945» («Историческая серия», приложение к журналу «Техника-молодежи»). 2003

Steven Zaloga, Tony Bryan «Japanese Tanks 1939-45»

Special No. 3 Flying Tank «So-Ra» or «Ku-Ro»

 

4+

от admin