Конечно, библейские сказания — тот еще исторический источник, однако, если поверить книге пророка Даниила, то ровно 2560 лет назад, 6 октября 539 года до нашей эры в современном летоисчислении, войска Кира Великого — основателя и первого владыки Персидской империи — захватили Вавилон. Согласно другим источникам, город был захвачен 12 или 29 октября, но так ли уж это важно?
Тем временем часть персидского войска под командованием полководца Угбару осаждала столицу Вавилонского царства — крупнейший и богатейший город тогдашней ойкумены с населением от 150 до 200 тысяч человек. Он имел мощные укрепления, состоявшие из трех концентрических кругов стен толщиной от трех до семи метров с многочисленными башнями.
Обстоятельства взятия Вавилона весьма противоречивы. Составленная уже при персах клинописная Вавилонская хроника гласит, что «крепкий город» был сдан без боя. Горожане сами открыли ворота и добровольно присягнули Киру, узнав о поражении Набонида. Но некоторые современные историки считают эту интерпретацию политически-ангажированным вымыслом, направленным на то, чтобы вавилоняне безоговорочно признали персидское владычество и не бунтовали.
Мне больше нравится версия древнегреческого историка Геродота, согласно которой город пал в результате масштабной военно-саперной операции. Геродот пишет, что Угбару приказал перекрыть дамбой реку Евфрат, протекавшую сквозь все три ряда городских стен, и одновременно прорыть канал, отводящий воды реки в другое русло.
Когда дно Евфрата обнажилось, персидские войска во время ночной грозы ворвались по нему в город. Ошеломленный гарнизон сдался, сопротивление оказала только стража царского дворца во главе с сыном Набонида Валтасаром (Балтазаром). В этой схватке Валтасар был убит, а после его смерти стражники тоже сложили оружие.
Впрочем, есть версия, по которой Валтасар погиб в сражении при Описе, а обороной Вавилона руководил какой-то другой человек, имени которого история не сохранила. Как бы там ни было, а через несколько дней Кир торжественно вступил в Вавилон, объявив его столицей одной из своих сатрапий.
Он приказал освободить и отпустить на родину всех содержавшихся в городе иноземных рабов, в том числе — евреев, благодаря чему они не исчезли как народ, растворившись среди вавилонян, а в дальнейшем внесли и продолжают вносить общеизвестный вклад в мировую историю и культуру. Но это уже совсем другая история.