3+
5 декабря 1941 года, за два дня до вступления Японии во Вторую мировую войну, впервые поднялся в воздух прототип гидросамолета Каваниси Е15К «Сиун» («сиреневое облако»). Он строился по заданию на сверхбыстрый корабельный разведчик, способный за счет скорости уходить от вражеских перехватчиков. Чтобы машина соответствовала этому требованию, фирма Каваниси наделила ее целым рядом интересных особенностей.

«Сийюн» имел оригинальную силовую установку с двумя соосными двухлопастными винтами противоположного вращения, которые работали через редуктор от одного звездообразного двигателя мощностью 1460 л.с. Вероятно, японцы решили, что это будет более эффективно, чем один четырехлопастный винт, однако, их прогноз не оправдался.

Кроме того, боковые поплавки «Сиуна» в полете притягивались к крылу для снижения аэродинамического сопротивления, а основной центральный поплавок в случае смертельной угрозы мог сбрасываться вместе с пилоном. По расчетам проектировщиков это обеспечивало прирост скорости в 90 км/ч. Правда, в таком случае самолету пришлось бы садиться «на брюхо», но в нем были предусмотрены герметичные отсеки и воздушные мешки для обеспечения длительной плавучести.

Испытания «Сийуна» сильно затянулись, а их результаты оказались разочаровывающими. Несмотря на все ухищрения, скорость разведчика не превышала 460 км/ч. Вдобавок, механизм выпуска/уборки боковых поплавков оказался очень «капризным» и ненадежным.

После установки более мощного двигателя, развивавшего 1850 л.с. на взлетном режиме и 1540 — на высоте пять километров, максимальная скорость повысилась лишь до 500 км/ч. А поскольку почти все тогдашние истребители уже обладали гораздо более высокими скоростями, шансов уйти от них у «Сиуна» было немного. Поэтому от крупносерийной постройки машины отказались, сделав лишь пять опытных и 10 серийных экземпляров, которые поступили на вооружение только в июне 1944 года.

В ходе эксплуатации выяснилось, что механизм уборки боковых поплавков так и не удалось довести до ума, поэтому их просто законтрили в выпущенном положении, отчего скорость вновь понизилась до 465-470 км/ч. К тому времени американцы уже имели морские истребители F6F «Хеллкэт» и F4U «Корсар» со скоростями более 600 км/ч и вооружением, состоявшим из шести крупнокалиберных пулеметов. Встреча с ними означала для «сиреневых облаков» почти гарантированную гибель. Тем более, что в воздушных боях сразу выявилась неработоспособность механизма сброса основного поплавка, который на летных испытаниях не тестировали.

С начала июня по начало августа 44-го «Сиуны» совершили в общем счете всего 23 боевых вылета, при этом шесть из них не вернулись, а еще два американцы уничтожили при налете на авиабазу Палау. 12 августа года уцелевшие «Сиуны» были отозваны с фронта и в дальнейшем использовались как учебные машины. Несмотря на их малочисленность и недолгий срок боевого применения, американцы отметили появление у японцев нового морского разведчика, присвоив ему кодовое наименование «Норм».

ЛТХ:
Модификация   Е15К1
Размах крыла, м   14.00
Длина, м   11.587
Высота, м   4.95
Площадь крыла, м2   30.00
Масса, кг  
  пустого самолета   3165
  нормальная взлетная   4100
  максимальная взлетная   4900
Тип двигателя   1 ПД Мицубиси МК45 Косей
Мощность, л.с.   1 х 1850
Максимальная скорость , км/ч   460
Крейсерская скорость , км/ч   290
Практическая дальность, км   3320
Максимальная скороподъемность, м/мин   600
Практический потолок, м   9830
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один 7,7-мм пулемет тип 92 на подвижной установке в конце кабины;
2х 60-кг бомбы.

 

Источники:

https://vikond65.livejournal.com

http://www.airwar.ru/

3+

от admin