4+

В середине лета 1939 г. Управление авиации выдало фирме «Каваниси» заказ на разработку нового корабельного катапультного разведчика. Самолет, требования к которому определялись спецификацией 14-Си, предназначался для базирования на новых крейсерах типа «Ойодо». Каждый из этих кораблей должен был нести сразу шесть гидросамолетов, выполняя функцию лидера соединения подводных лодок. Перечень требований спецификации был крайне лаконичен: конструкторам следовало создать гидроплан, способный скрыться от армейских сухопутных истребителей, остальные параметры — на усмотрение фирмы.

Достижение таких высоких скоростных параметров потребовало от конструкторов применения в проекте под фирменным индексом К-10 целого ряда нетривиальных решений. Самолет выполнили по трех-поплавковой схеме с большим подфюзеляжным и двумя малыми подкрыльевыми поплавками. Последние имели оригинальную конструкцию: днище из дюрали и тканевую обшивку верхней части, пропитанную резиной, что позволяло «прижать» поплавок к крылу, а при выпуске поплавок надувался. Основной поплавок в экстренной ситуации можно было сбросить, что давало прирост в скорости еще на 90 км/ч. В случаях экстренного сброса основного поплавка, подкрыльевые поплавки при посадке на «брюхо» играли роль надувных баллонетов для обеспечения плавучести самолета.

В аэродинамическом отношении К-10 был монопланом с низкорасположенным крылом. Конструкция планера — цельнометаллическая. В качестве силовой установки выбрали мощный 14-цилинровый мотор воздушного охлаждения «Мицубиси» MK4D «Касей» 14. Взлетная мощность двигателя достигала 1460 л.с., а на высоте в 6 тыс. м. — 1300 л.с. Впервые в практике японского самолетостроения на К-10 применили соосные воздушные винты. Оборонительное вооружение было минимальным — всего один пулемет винтовочного калибра. Главной защитой самолета должна была стать его скорость.

Прототип Е15К1 впервые поднялся в воздух буквально накануне нападения на Пёрл-Харбор — 5 декабря 1941 г. Выявившиеся в ходе первых полетов технические проблемы с управлением шагом соосных винтов и с механизмом уборки подкрыльевых поплавков задержали передачу машины на флотские испытания до октября 1942 г. Вскоре после этого самолет был поврежден, когда при посадке не удалось выпустить подкрыльевые поплавки. В конечном итоге на серийных машинах от их уборки отказались, зафиксировав в выпущенном положении при помощи подкосов.

Объем производства E15K1 оказался очень небольшим: завод Kawanishi в Наруо построил 15 машин, в т.ч. 6 прототипов и предсерийных самолетов и 9 серийных машин Shiun, последняя из которых была выпущена в феврале 1944 г. В системе кодов союзников обозначался «Норм».

Основная модификация гидросамолета Каваниси Е15

Е15К1 («скоростной разведывательный гидросамолет морской тип 2 «Сиюн» модель 11») -двигатель MK4D «Касей» 14 (1500 л.с; на нескольких первых экземплярах) или MK4S «Касей» 24 (1850 л.с; на большинстве машин). Стрелковое вооружение — 1 7,7-мм пулемет «тип 92» на верхней установке. Возможна подвеска 2 60-кг бомб. Экипаж — 2 человека.

Летно-технические характеристики Kawanishi E15

  • Двигатель: Мицубиси MK4S «Касей» 24
  • мощность, л.с.: 1850
  • Размах крыла, м.: 14,0
  • Длина самолета, м.: 11,59
  • Высота самолета, м.: 4,95
  • Площадь крыла, кв. м.: 30,0
  • Масса, кг:
  • пустого самолета, кг: 3165
  • нормальная взлетная, кг: 4100
  • максимальная взлетная, кг: 4900
  • Скорость, км/ч:
  • максимальная (с поплавками): 460
  • крейсерская: 290
  • Время набора высоты 6000 м., мин.: 10
  • Потолок, м.: 9830
  • Практическая дальность, км.: 3320
  • Экипаж, чел: 2
  • Вооружение:  один 7,7-мм пулемет тип 92 на подвижной установке в задней части кабины;
    2х 60-кг бомбы

Боевое применение

Ввиду ограниченного объема выпуска японский гидрсамолет «Сиюн» не нашел широкого применения. Достоверно известно об отправке шести Е15К1 на остров Палау в южной части Тихого океана для испытаний в боевых условиях. В течение короткого времени все они были сбиты: самолет без протектированных топливных баков и бронезащиты, с очень слабым оборонительным вооружением и неработающей системой отстрела подфюзеляжного поплавка (её даже ни разу не испытали) стал легкой добычей для истребителей противника.

Каваниси «Сиюн» представлял собой попытку создать скоростной гидросамолет-разведчик, способный за счет высоких скоростных качеств уходить от вражеских истребителей. Однако, несмотря на целый ряд предусмотренных проектом новшеств, реализовать эту задачу не удалось, и Kawanishi E15K1 так и не стал массовой машиной.

Источники:

http://www.airaces.ru/

http://www.airwar.ru/

Евгений Аранов. Поплавковые самолеты Японии

Альтернативная История. Иван Бякин. Гидросамолет-разведчик Kawanishi E15K1 Shiun

Андрей Фирсов. Авиация Японии

Rene J.Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War

Burin-Do. FAOTW. Imperial Japanese Navy Reconnaissance Seaplane

Le Fana de l’Aviation 1978-05. Bernard Millot. Kawanishi E15K1 «Shiun» (Norm)

L+K 1984-16. Vaclav Nemecek. Kawanishi E15K1 Shiun (Norm)

1000aircraftphotos.com. No. 11862. Kawanishi E15K1 Shiun «Norm» Imperial Japanese Navy

4+

от admin