0

Первая мировая война, позиционное сопротивление достигает своего апогея. Вооруженная борьба ведется на сплошных фронтах с глубокоэшелонированной обороной, солдаты месяцами не вылезают из траншей. Наступательные операции неэффективны, и даже при благополучном завершении приводят к ограниченным результатам. Данная тактика была продиктована неспособностью обеих сторон осуществлять прорывы обороны соперника.

В межвоенный период 20х-30х годов, ни у кого не было сомнения, что будущая война будет также позиционной. Строились Линия Мажино (названная в честь военного министра Андре Мажино), Линия Зигфрида (так же называлась Западный вал), Линия Сталина, Линия Маннергейма и прочие оборонительные укрепления. Одновременно с этой тенденцией разрабатывались и различные методы прорыва такой глубокоэшелонированной обороны. Одна из таких идей родилась у Уинстона Черчилля.

Еще в первую мировую войну, когда Черчилль был назначен Первым Лордом адмиралтейства, он участвовал в создании Комитета по сухопутным кораблям. Этот комитет заниматься проектированием и постройкой того, что во время Первой мировой войны получило название танк. Примерно в то время у него и родилась идея создать боевой траншеекопатель.

По задумке, данная машина должна была под покровом ночи и под канонаду артиллерии, рыть траншею до позиций противника. Траншея должна была быть существенных размеров, так как за траншеекопателем шли войска и танки. Сама машина должна была быть легко бронированной и безоружной. После того, как передовая линия обороны противника была бы прокопана, машина превращалась бы вы плацдарм для выхода пехоты и техников из траншеи.

Разработка машины началась в 1939 году, несмотря на большой скептицизм Военного Ведомства Великобритании. Траншеекопатель получил рабочее название – Культиватор номер 6. Черчилль объяснил свою идею Директору военно-морского строительства сэру Стэнли Гудолу. В октябре проект перешел помощнику Директора – Хопкинсу, конструктору кораблей. Ему было поручено создать команду инженеров, которая смогла бы воплотить идею в металле. Так, под эгидой Министерства снабжения, в полной секретности был создан Департамент Военно-морского Наземного Оборудования – NLE (Department of Naval Land Equipment). В свою очередь это сокращение породило шуточное имя Нэлли для разрабатываемой машины.

Есть версия, что прозвищем траншеекопателя было “Белый кролик номер шесть”. Данное прозвище объяснялось символичным умением Черчилля “доставать свои идеи из шляпы”. Что за предыдущие 5 идей выдал Черчилль не ясно. В начале Второй мировой войны значительная часть Адмиралтейства переехала в город Бат графства Сомерсет, и здесь, в Grand Pump Room Hotel, к разработке подключился еще один человек – Франк Спаннер. Интересный случай произошел с еще одним участником команды – Сесилом Кларком. В апреле 1940 года он направил свои наработки похожей машины в одно из военных министерств (только его машина несла заряд взрывчатого вещества и должна была взрывать укрепленные позиции). Какого же было его удивление, когда Советник Черчилля по науке Профессор Линдман сообщил ему, что работы над похожим проектом ведутся, и включил его в группу разработки.

И так, команда разработчиков была готова, а непосредственное производство передали фирме Растон-Бакюриз Лимитед (которая была основана в 1930 году). Компания специализировалась на экскаваторном оборудовании. Компанией было предложено разделить Культиватор на 2 типа – пехотный (инфантри) и более широкий танковый (названый офицер).

6 Декабря 1939 года Черчиллю было заявлено о возможности производства 200 машин к Марту 1941 года. Черчилль дал добро, но количество машин к производству все еще обсуждалось. За основу конструкции был взят танк Mark IX.

Миниатюрная модель размером 122 сантиметра была изготовлена в тайне специалистами фирмы Бассет-Ловке (или Левке) все в том же Grand Pump Room Hotel. Эта фирма занималась созданием моделек железных дорог, поездов и кораблей. Моделька была упакована в длинную коробку, напоминающую гроб, и отправлена в Лондон.

Также эта миниатюрная модель (или возможно другая) была задействована для убеждения французов поддержать проект – и они согласились. Французы даже начали собирать пробы грунта около Линии Зигфрида, для того чтобы специалисты смогли определить наилучшие направления для атаки.

22 января 1940 года фирма Растон-Бакюриз получает официальный заказ на производство, а 7 февраля 1940 года получает одобрение Правительства на постройку 200 пехотных и 40 танковых модификаций культиватора. Изначально, планировалось поставить 1000 сильный, 27 литровый, V-образный, бензиновый, авиационный двигатель Роллс-Ройс Мерлин, однако Королевские военно-воздушные силы Великобритании восприняли эту идею в штыки, так как все двигатели уходили на самолеты, и они отказались выделить даже один.

Пришлось переделывать всю схему траншеекопателя. Тогда был принят вариант с двумя дизельными двигателями Paxman-Ricardo мощностью 600 л.с. каждый. Один двигатель занимался перемещением машины, а другой приводил в действие копательную часть со всем ее механизмами.

Траншеекопатель состоял из двух частей. На первой (передней) части располагался плуг, которой регулировался по высоте. Он разрезал землю и выдавливал ее на поверхность примерно с глубины 75 сантиметров. Другие 75 сантиметров грунта выкапывались некими подобиями грунтозацепов (два ролика снизу), которые кидали землю под плугом на конвейеры, торчащие в конце первой части машины. Земля с этих конвейеров насыпалась на края траншеи, создавая насыпь примерно в 60 сантиметров. Длина передней части составляла 9 метров 30 сантиметров, ширина – 2 метра 21 сантиметр, высота – 2 метра 62 сантиметра, вес около 30 тонн.

Задняя часть траншеекопателя состояла из двух секций, чтобы в случае необходимости ее можно было разобрать для транспортировки, в ней находилась силовая установка. Массогабаритные характеристики первой секции были следующими: длина – 7,11 м, ширина – 1,91 м, высота – 3,18 м, вес – 45 тонн. Вторая секция была чуть побольше: длина – 8,64 м, ширина – 1,91 м, высота – 2,62 м и вес 55 тонн.

Скорость движения в грунте составляла от 500 до 1000 метров в час или примерно 5 км в час на поверхности. Ширина гусениц составляла 61 сантиметр. В полностью собранном виде длина траншеекопателя составляла 23 метра 62 сантиметра, вес 130 тонн, за час машина могла переместить примерно 8000 тонн грунта. Изменение направления во время движения было минимальным с помощью гидравлических упоров по обеим сторонам машины. Для избегания крена машины было предусмотрено сбрасывание определенного количества грунта обратно в траншею и под гусеницы.

Уже шла Вторая мировая война и блицкриг немцев во Франции в 1940 году, показал, что позиционной войны как в Первую Мировую уже не будет. Вся концепция использования траншеекопателя подкосилась. В середине 1940 года, когда боевые действия во Франции уже завершились, Черчилль написал письмо Айронсайду (начальнику генштаба), в котором изложил свою точку зрения на проект:

“Изменения, которые внесла война, доказывают эффективность Культиватора №6, однако, его больше нельзя рассматривать как основной метод прорыва вражеского фронта. Возможно, он найдет применение в отдельных операциях (оборонительных или наступательных). Я предлагаю Министерству снабжения сегодня же сообщить о необходимости снижения производства в 2 раза. Возможно, через несколько дней и в 4 раза. Высвободившиеся мощности предлагаю задействовать в создании танков”.

К этому времени в постройке находилось 33 машины, но у военных успело сложиться твёрдое мнение о непригодности этих машин в боевых условиях. И всё же, один “боевой культиватор” был достроен к июню 1941 года и доставлен на полигон для испытаний. Обозначение Cultivator No.6 к этому времени вначале заменили на N.L.E. Tractor, а затем на N.L.E Trenching Machine Mark I. Впрочем, более употребительным осталось название Нэлли, которое закрепилось за этой машиной в мае 1941 года.

Впоследствии было достроено ещё три “пехотных” и один “танковый” траншеекопатель, которые проходили испытания до середины 1942 года. Несомненно, об их боевом применении речь не шла – военным была интересна скорее сама концепция “подземного прорыва” и её практическая реализуемость. По всей видимости, результаты испытаний были не слишком перспективными и в скором времени проект N.L.E. был заброшен. Окончательно судьба “боевых культиваторов” решилась в 1950 году, когда последняя машина была отправлена на металлолом.

Источник:https://pikabu.ru/@HazardTV

0

от admin