В 1968 году Южно-Африканская компания «Sandock-Austral» разработала бронированную колесную (6х6) машину «Ратель» («ratel» – барсук), прототип которой был построен в 1974 году. Машина предназначалась для замены устаревших колёсных БТР «Сарацин». Характеристики БМП семейства «Ратель» позволяют выполнять широкий круг боевых задач в условиях пустынь, полупустынь и саванн юга Африки на значительном удалении от ремонтно-технических баз. Серийное производство продолжалось с 1978 по 1987 г ., всего для армии ЮАР и по зарубежным заказам было построено около 1200 машин нескольких модификаций. По ходу производства в конструкцию был внесен ряд усовершенствований на основе опыта их боевого использования во время военных конфликтов в Намибии и Анголе.

«Ратель» представляет собой пример довольно удачной колесной БМП, разработанной с учетом экономических и географических условий. Из всего семейства этих боевых колесных машин к БМП можно отнести три модификации – боевую машину поддержки «Ратель» 90, БМП «Ратель» 60 и «Ратель» 20. Все они рассчитаны на транспортировку пехотинцев в полном боевом снаряжении и имеют соответствующее вооружение. Шасси, общая компоновка, размеры, базовые узлы и агрегаты, бронезащита этих машин очень близки, машины различаются только вооружением и связанными с этим деталями. Механик-водитель располагается в передней части корпуса на продольной оси машины в слегка выступающей рубке, впереди и по бокам от него имеются закрытые пулестойкими стеклами окна, дающие ему неплохой обзор. В боевой обстановке они закрываются броневыми щитками. В этом случае наблюдение ведется через перископические приборы наблюдения. Над местом водителя имеется люк с крышкой, однако он может занимать свое место и пользуясь одной из броневых дверей в бортах корпуса.

Непосредственно за местом водителя в крыше корпуса устанавливается сварная стальная двухместная башня с вооружением. В каждом борту за передним колесом выполнены открывающиеся вперед люки-двери с силовым приводом, силовой блок размещен в корме слева, справа от него имеется проход, оканчивающийся дверью в кормовом листе корпуса. В каждой двери установлены пулестойкий стеклоблок и амбразура для стрельбы. Корпуса машин сварены из стальных броневых листов толщиной от 6 до 20 мм . Лобовые детали установлены с рациональным наклоном и защищают от бронебойных пуль калибра 12,7 мм , круговая защита обеспечена от 7,б2-мм пуль и легких осколков снарядов. Конструкция днища и колесного движителя обеспечивает повышенную противоминную стойкость, которой в ЮАР придается особое значение с учетом преимущественно партизанского характера военных конфликтов и необходимости действий вдоль дорог.

В машине огневой поддержки FSV 90 (Fire Support Vehicle, 90 mm) используется модифицированный вариант башни БКМ «Эланд» с 90-мм пушкой низкого давления. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, имеется также установка 7,62-мм пулемета на крыше башни и дополнительная установка для 7,62-мм пулемета в корме справа — последние два служат для борьбы с воздушными целями, а также повышения плотности огня по живой силе противника. Обилие пулеметного вооружения с возможностью зенитной и наземной стрельбы — также характерная черта южноафриканских бронемашин.

Командир располагается слева от орудия, наводчик — справа. Смотровые блоки командирской башенки обеспечивают круговой обзор. 4 призматических блока установлены над местом наводчика. Для стрельбы он пользуется оптическим прицелом М494. Приводы наведения вооружения — ручные, углы наведения в вертикальной плоскости — от +15 до -8 град, (такой угол склонения обеспечивается только в переднем секторе и в сторону бортов, в сторону кормы угла склонения нет). Основными выстрелами пушки являются кумулятивный (эффективная дальность стрельбы 1200 м ), осколочно-фугасный ( 2200 м ) и практический. Из 71 выстрела боекомплекта 29 раз¬мещаются в башне и 42 в корпусе. На пушку сверху иногда открыто устанавливается 12,7-мм пулемет, используемый, в частности, в учебных целях. Боекомплект спаренного пулемета, расположенного слева от пушки, — 6000 патронов, из них 2000 размещено в башне. Пушка и пулемет имеют электроспуск. Над пулеметом размещен вытяжной вентилятор. На крыше башни у люка наводчика установлен 7,62-мм пулемет для стрельбы по воздушным целям, а на бортах башни в задней ее части — два блока по два 81-мм дымовых гранатомета с электрическими цепями стрельбы. В левом борту башни имеется люк для загрузки боеприпасов.

Экипаж FSV 90 — 4 человека (командир машины, механик-водитель, наводчик, стрелок-зенитчик), десант — 6 человек (командир отделения и 5 пехотинцев). Командир отделения располагается у левой двери, а пехотинцы в средней части машины сразу за башней — два слева и три справа. В обоих бортах корпуса смонтировано по три пулестойких смотровых стеклоблока и амбразуры для стрельбы. В крыше десантного отделения имеется 4 люка, крышки которых открываются наружу и могут фиксироваться в вертикальном положении. Над проходом в сторону кормы выполнены два люка, крышки которых открываются наружу, и шаровая опора для установки 7,62-мм пулемета. В МТО в левой задней части корпуса установлен 6-цилиндровый дизель с турбонаддувом D 3256 BTXF, развивающий мощность 282 л .с. (207 кВт) при 2200 об./мин, смонтированный в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией. Коробка передач обеспечивает 6 передач переднего и 2 заднего хода. Предусмотрено также ручное управление трансмиссией. Силовой блок может быть снят двумя операторами (при наличии крана) менее чем за 30 мин. Машина — полноприводная, в приводе используются межколесные и межосевые самоблокирующиеся дифференциалы. Управляемыми являются только передние колеса. Подвеска машины индивидуальная со спиральными пружинами и мощными гидравлическими амортизаторами. Используются гидропневматические приводы тормозов. Машина оборудуется средствами радиосвязи, буксирным приспособлением, двумя бензиновыми печами, системой ППО, двумя наружными багажниками («корзинами»). В возимый комплект входят шанцевый инструмент, ЗИП, телефон и переносная катушка с 1000 м провода к нему, два 50-литровых бака с питьевой водой. По требованию заказчика штатный дизель D3256 BTXF мощностью 282 л .с. может быть заменен на более мощный ( 315 л .с.) дизель ADE 407 Т1.

БМП «Ратель» 60 IFV отличается от FSV 90 вместимостью 11 человек (в десанте — 6 пехотинцев) и ocновным вооружением. В качестве последнего используется установленный в двухместной башне казнозарядный 60-мм миномет с боекомплектом от 38 до 45 фугасных, 3 дымовых и 3 осветительных мины. Предельная дальность стрельбы из миномета 1500 м . Слева от него смонтирован 7,62-мм пулемет. На люке наводчика и на опоре в правой задней части корпуса установлены 7,62-мм зенитные пулеметы.

БМП «Ратель» 20 имеет туже, что и «Ратель» 60 вместимость, но в башне установлены 20-мм автоматическая пушка и 7,62-мм спаренный пулемет. Вращение башни и наводка оружия осуществляются вручную с помощью механического привода. Углы наведения в вертикальной плоскости — от – 8 до +38 град. Из пушки может вестись огонь бронебойными (эффективная дальность до 1000 м ), осколочными (до 2000 м ) и практическими снарядами производства южноафриканской компании «Армскор». Два 7,62-мм пулемета могут устанавливаться на опоре в правой задней части корпуса и на люке наводчика. В семейство машин «Ратель» входят также созданные на той же базе командно-штабная машина с 12,7-мм пулеметом, самоходный ПТРК, самоходный 81-мм миномет, машина артиллерийских наблюдателей, БРЭМ и машина тылового обеспечения. Последняя имеет восьмиколесный движитель (8×8).

«Ратель» FSV-90 кроме ЮАР состоит на вооружении также в Марокко.

В боевых условиях бронеавтомобили «Ратель» зарекомендовали себя как надежные средства перевозки пехоты и оказания огневой поддержки. Машины, вооруженные 90-мм пушками часто использовались в роли самоходных артиллерийских установок и истребителей танков. Так в ходе напряженных боев на юго-востоке Анголы осенью 1987 г. бронеавтомобили «Ратель» FSV-90 уничтожили несколько танков Т-54. В то же время, и ЮАРовские части несли ощутимые потери от подразделений Народной армии Анголы, в которой было немало советских и кубинских военнослужащих. В боях за переправы на реке Ломба 13-14 сентября 1987 г . было уничтожено четыре БМП «Ратель».

БМП «Ратель» 23х2 вооружен боевым модулем БАУ-23х2, который имеет массу не более 1 тонны, что позволяет устанавливать его на легкую бронетехнику массой от 6 тонн. КП ХКБМ им. А.А. Морозова испытала его на шасси украинского бронетранспортера БТР-70 и на южно-африканском бронетранспортере RATEL. К основным достоинствам модуля относятся низкая масса, доступная стоимость, высокая защищенность стрелка. При этом обеспечивается высокая огневая мощь.

Модификации:
«Ратель-60» (установлена башня с 60-мм миномётом)
«Ратель» FSV-90 (установлена башня с 90-мм орудием)
«Ратель»-командно-штабная машина

Зарубежные модификации:
«Ратель» с боевым модулем производства БАУ-23х2 пр-ва ХКБМ

Машины созданные на базе «Ратель»:
«Ратель»-БРЭМ
«Ратель-81/120» (81-мм или 120-мм самоходный миномёт)
«Ратель» ZT-2/3 (самоходный ПТРК «Свифт»)
«Ратель-MCL» (самоходный ПТРК)
«Ратель»-машина разведки и целеуказания
«Ратель»-вспомогательная машина (8х8)
155-мм САУ G-6 «Рино»

Тактико-технические характеристики БМП Ратель-20 (Ratel-20)
Длина 7,21 м,
ширина 2,52 м,
высота 2,11…2,92 м
Вес 18,5 т
Колесная база 2,81/1,4 м
Колесная формула 6х6
Клиренс (дорожный просвет) 340 мм
Экипаж 3+8 чел
Силовая установка: 6-цилиндровый дизельный двигатель “Бюссинг” D-3256 BTXF, мощностью 282 л.с. (207 кВт)
Максимальная скорость 105 км/час по шоссе
Запас хода 1000 км
Емкость топливных баков 430 л
Вооружение: 20-мм пушка, три 7,62-мм пулемета
Боекомплект: 1200 выстрелов 20-мм, 6000 патронов 7,62-мм
Преодолеваемое препятствие:
брод глубиной 1,2 м,
стенка высотой 0,6 м,
ров шириной 1,15 м,
угол подъема 54°

Источник:https://war-book.ru/