1+

А это, знаете ли, во всех отношениях удивительное транспортное средство. Это произведенное на заводе ЗИЛ т.н. «САК», средство аэродромного контроля, носитель специального оборудования для поверки бортового оборудования самолетов. Облик машины сформировали противоречивые требования к оборудованию — с одной стороны, для запуска бортового электрооборудования нужен был мощный генератор (и мотор соответствующей мощности к нему), а с другой стороны — строжайше исключены были любые вибрации при работе систем (Что это вот они так проверяли? Уж не инерциальные ли навигационные системы?).

Поэтому конструкторы сделали ход конем: мощный двигатель ЗИЛ-375Я (180 л.с.) с генератором ГЭТ-120 (120 кВт) установили на двухосный прицеп, а саму машину в движение приводили уже электричеством. Причем, тоже нетрадиционно: для того, чтобы получить предельно низкопольную машину (видимо, чтобы вместе со всем оборудованием проходило под крылом) традиционную конструкцию привода заменили на два мотор-колеса с двигателями ДТ-14, которые через планетарные редукторы крутили задние колеса. От подвески же отказались, как от таковой — все равно, кататься только по аэродромам и не слишком быстро.

Весила машина около четырех тонн, да прицеп-генератор еще полторы — но по ровному мощности хватало. Даже передний мост, позаимствованный с УАЗ-451Д (увеличенный по ширине) с нагрузкой справлялся без риска поломки. Было выпущено две единицы ЗИЛ САК, но дальше дело не пошло. То ли вполне хватило на нужды ЛИИ им. Громова, где эти машины эксплуатировались, то ли степень экзотичности оказалась великовата, и комплекс оборудования оказалось проще смонтировать на более традиционном шасси, пускай и не таком удобном для специального применения — но несопоставимо более дешевом и простом в эксплуатации… Не знаю. Но больше их не делали.

1+

от admin