3+

84 года назад, 2 сентября 1937 года впервые поднялся в воздух XF4F-2 — первый прототип будущего американского морского истребителя F4F Wildcat. Этот самолетик, поначалу выглядевший довольно забавно, впоследствии стал очень успешной боевой машиной. В течение первого года войны на Тихом океане «Уайлдкэты» составляли основу истребительной авиации американского ВМФ и Корпуса морской пехоты.

В последующие годы, несмотря на появление более совершенных истребителей «Хеллкэт» и «Корсар», боевое применение F4F продолжались вплоть до капитуляции Японии. Всего было построено 7885 «Уайлдкэтов» в нескольких модификациях, различавшихся двигателями, вооружением, и отдельными элементами конструкции.

Летные характеристики «Уайлдкэта» были далеко не выдающимися. Этот самолет проигрывал основному японскому истребителю А6М «Зеро» почти по всем основным параметрам — скорости, маневренности и скороподъемности. А когда его оборудовали складным крылом, чтобы нарастить количество самолетов на авианосцах, и усилили вооружение с четырех до шести пулеметов, отставание увеличилось еще больше. «Уайлдкэт» F4F-4 образца 1942 года выглядел на фоне легкого и верткого «Зеро» как натуральные «утюг», примерно как ЛаГГ-3 на фоне «Мессершмитта»

Казалось бы, пилотам этих машин вообще ничего не светило в воздушных боях с японцами, однако, согласно американским данным, соотношение потерь и побед в этих боях составляло 6:1 в пользу американцев! Понятно, что американские летчики (впрочем, как и все остальные) вольно или невольно завышали число своих побед. Тем не менее, послевоенные проверки показали, что скуадроны, дравшиеся на «Уайлдкэтах», в среднем действительно сбивали гораздо больше вражеских самолетов, чем теряли сами. Причем это было еще в те времена, когда у японцев воевали, в основном, высококлассные пилоты с великолепной довоенной подготовкой, а не наспех подготовленные по сокращенным военным программам «желторотики».

Как же так? — спросите вы. А вот так: сыграли роль факторы, которые обычно не учитываются дилетантами при сравнении боевых машин. Во-первых, «Уайлдкэт» обладал очень прочной и выносливой конструкцией, хорошо державшей боевые повреждения. Пилоты «Зеро» нередко жаловались, что они всаживали в «кота» весь боекомплект своих пулеметов, а он продолжал лететь как ни в чем не бывало. F4F зачастую возвращались из боя с десятками пробоин.

Правда, на «Зеро» были еще и две 20-миллиметровые пушки, но их боекомплект составлял всего 60 снарядов на ствол, а кроме того их баллистика сильно отличалась от пулеметной. Это означало, что на дистанциях более 100-150 метров стрелять одновременно из пулеметов и пушек было бесполезно, так как снаряды и пули летели по разным траекториям.

Шесть крупнокалиберных пулеметов «Уайлдкэта» на практике оказались куда более эффективными, чем пулеметно-пушечное вооружение «Зеро». Порой японский истребитель с его ослабленной ради облегчения конструкцией буквально разлетался в воздухе от одной меткой и короткой очереди, а несколько попаданий в любую часть машины, как правило, были для нее фатальными. А «Уайлдкэт» выдерживал даже снаряды, если они не попадали в критически важные точки, вроде двигателя, бензобака, кабины пилота и органов управления.

Кроме того, тяжелый «Уайлдкэт» гораздо быстрее чем «Зеро» разгонялся на пикировании, поэтому у американских летчиков в невыгодной ситуации всегда был способ выйти из боя, оторвавшись от преследования, если только бой не происходил на малых высотах. Наконец, дополнительным фактором стала бронезащита пилота, маслорадиатора и протектированные бензобаки. На «Уайлдкэте» это было, а на ранних модификациях «Зеро» не было.

Все это вместе взятое привело к тому, что неповоротливый американский «боксер-тяжеловес» раз за разом нокаутировал японских «каратистов». Впрочем, конечно, не всухую. 251 «Уайлдкэт» не вернулся из боевых вылетов, из них, как минимум, 178 были сбиты в воздушных боях, 24 завалили японские зенитчики, а еще 49 пропали без вести. Причем эта статистика не учитывает самолеты, которые вернулись, но впоследствии были списаны как не подлежащие ремонту. Но в целом толстый кот проявил себя очень неплохо.

ЛТХ:
Модификация   F4F-4
Размах крыла, м   11.59
Длина, м   8.81
Высота, м   2.80
Площадь крыла, м2   24.80
Масса, кг  
  пустого самолета   2670
  нормальная взлетная   3620
Тип двигателя   1 ПД Pratt Whitney R-1830-36 Twin Wasp
Мощность, л.с.   1 х 1200
Максимальная скорость , км/ч   513
Крейсерская скорость, км/ч   349
Практическая дальность, км   1335
Максимальная скороподъемность, м/мин   1008
Практический потолок, м   10380
Экипаж   1
Вооружение:   четыре-шесть 12.7-мм пулеметов Colt-Browning M-2
две 113-кг бомбы.
Автор: Вячеслав Кондратьев

Источники:
https://vikond65.livejournal.com
http://www.airwar.ru
3+

от admin