11+

81 год назад, 13 сентября 1940 года в Китае состоялся боевой дебют истребителя А6М «Тип ноль», он же «Зеро», впоследствии ставшего символом японской авиации Второй мировой войны. Свое обозначение он получил в соответствии с японской традицией обозначать боевые машины последней цифрой года принятия их на вооружение. «Зеро» был принят в 1940-м, который соответствует 2600-му году по традиционному японскому летоисчислению.

В своем первом бою 13 «Зеро» под командованием капитана Сабуро Синдо атаковали 27 китайских истребителей И-153 «Чайка», недавно полученных из СССР. Китайцы осуществляли воздушное патрулирование над городом Чунцин, охраняя его от японских бомбардировщиков. Но вместо медлительных и неповоротливых бомберов им встретился куда более серьезный противник.

Китайские летчики никак не ожидали его там увидеть, поскольку у тех японских истребетелей, с которми им раньше приходилось иметь дело, запасов топлива не хватало для полета до Чунцина и обратно. Китайцы не могли себе представить, что у новой японской машины боевой радиус действия превышает 900 километров.

Согласно докладам японских пилотов, итог боя получился просто ошеломляющим: сбиты все 27 советско-китайских истребителей, а сами японцы не потеряли ни одного самолета. В частности, старший сержант Тосиро Ямасита заявил о пяти воздушных победах, сержант Ёсиро Оки — о четырех, а младший сержант Тораити Токасука — о трех.

Правда, на самом деле японцы вольно или невольно завысили свои достижения. Сбито было «всего-навсего» 13 китайцев, а еще 11 совершили вынужденные аварийные посадки, но впоследствии их самолеты были списаны как не подлежащие восстановлению. Трем «Чайкам» удалось спастись. Но потерь у японцев действительно не было.

Через несколько дней те же «Зеро» провели штурмовку авиабазы в Куньмине. Китайцы своевременно заметили нападавших и к моменту их появления над летным полем успели поднять в воздух 15 истребителей — советских И-16 и американских Кертисс «Хок». Но через несколько минут все эти машины были сбиты. Еще четыре истребителя, не успевших взлететь, японцы расстреляли на земле и снова ушли без потерь.

Узнав от китайцев о появлении у японцев какого-то нового непобедимого суперистребителя, ни советские, ни американские военные советники, разумеется, им не поверили, списав разгромы китайских летчиков на криворукость и панику. Действительно, сложно было поверить в то, что японские инженеры сумели создать нечто, обладающее абсолютным превосходством над советскими и американскими разработками.

Но уже через год американцам на собственном опыте пришлось убедиться, что китайцы не врали. «Зеро» реально оказался очень грозным противником, а многие американские летчики погибли в боях с этими самолетами.

ЛТХ:
Модификация   А6М-1   А6М-2 model 21
Размах крыла, м   12.00   12.00
Длина, м   8.58   9.05
Высота, м   3.49   3.53
Площадь крыла, м2   22.44   22.44
Масса, кг
  пустого самолета   1652   1745
  нормальная взлетная   2343   2421
  максимальная взлетная   2757
Тип двигателя   1 ПД Mitsubishi Zuisei 13   1 ПД Nakajima NK1F Sakae 12
Мощность, л.с.   1 х 875   1 х 950
Максимальная скорость , км/ч 491   533
Крейсерская скорость , км/ч   333
Практическая дальность, км   3050
Максимальная скороподъемность, м/мин   800
Практический потолок, м   5000   10300
Экипаж, чел   1   1
  два 7,7-мм пулемета «тип 97» синхронные на фюзеляже и
две 20-мм крыльевые пушки «тип 99»

Автор:Вячеслав Кондратьев

Источники:

https://vikond65.livejournal.com

http://www.airwar.ru/

11+

от admin