81 год назад, 13 сентября 1940 года в Китае состоялся боевой дебют истребителя А6М «Тип ноль», он же «Зеро», впоследствии ставшего символом японской авиации Второй мировой войны. Свое обозначение он получил в соответствии с японской традицией обозначать боевые машины последней цифрой года принятия их на вооружение. «Зеро» был принят в 1940-м, который соответствует 2600-му году по традиционному японскому летоисчислению.
В своем первом бою 13 «Зеро» под командованием капитана Сабуро Синдо атаковали 27 китайских истребителей И-153 «Чайка», недавно полученных из СССР. Китайцы осуществляли воздушное патрулирование над городом Чунцин, охраняя его от японских бомбардировщиков. Но вместо медлительных и неповоротливых бомберов им встретился куда более серьезный противник.
Китайские летчики никак не ожидали его там увидеть, поскольку у тех японских истребетелей, с которми им раньше приходилось иметь дело, запасов топлива не хватало для полета до Чунцина и обратно. Китайцы не могли себе представить, что у новой японской машины боевой радиус действия превышает 900 километров.
Согласно докладам японских пилотов, итог боя получился просто ошеломляющим: сбиты все 27 советско-китайских истребителей, а сами японцы не потеряли ни одного самолета. В частности, старший сержант Тосиро Ямасита заявил о пяти воздушных победах, сержант Ёсиро Оки — о четырех, а младший сержант Тораити Токасука — о трех.
Правда, на самом деле японцы вольно или невольно завысили свои достижения. Сбито было «всего-навсего» 13 китайцев, а еще 11 совершили вынужденные аварийные посадки, но впоследствии их самолеты были списаны как не подлежащие восстановлению. Трем «Чайкам» удалось спастись. Но потерь у японцев действительно не было.
Через несколько дней те же «Зеро» провели штурмовку авиабазы в Куньмине. Китайцы своевременно заметили нападавших и к моменту их появления над летным полем успели поднять в воздух 15 истребителей — советских И-16 и американских Кертисс «Хок». Но через несколько минут все эти машины были сбиты. Еще четыре истребителя, не успевших взлететь, японцы расстреляли на земле и снова ушли без потерь.
Узнав от китайцев о появлении у японцев какого-то нового непобедимого суперистребителя, ни советские, ни американские военные советники, разумеется, им не поверили, списав разгромы китайских летчиков на криворукость и панику. Действительно, сложно было поверить в то, что японские инженеры сумели создать нечто, обладающее абсолютным превосходством над советскими и американскими разработками.
Но уже через год американцам на собственном опыте пришлось убедиться, что китайцы не врали. «Зеро» реально оказался очень грозным противником, а многие американские летчики погибли в боях с этими самолетами.
Модификация | А6М-1 | А6М-2 model 21 |
Размах крыла, м | 12.00 | 12.00 |
Длина, м | 8.58 | 9.05 |
Высота, м | 3.49 | 3.53 |
Площадь крыла, м2 | 22.44 | 22.44 |
Масса, кг | ||
пустого самолета | 1652 | 1745 |
нормальная взлетная | 2343 | 2421 |
максимальная взлетная | 2757 | |
Тип двигателя | 1 ПД Mitsubishi Zuisei 13 | 1 ПД Nakajima NK1F Sakae 12 |
Мощность, л.с. | 1 х 875 | 1 х 950 |
Максимальная скорость , км/ч | 491 | 533 |
Крейсерская скорость , км/ч | 333 | |
Практическая дальность, км | 3050 | |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 800 | |
Практический потолок, м | 5000 | 10300 |
Экипаж, чел | 1 | 1 |
два 7,7-мм пулемета «тип 97» синхронные на фюзеляже и две 20-мм крыльевые пушки «тип 99» |
Автор:Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com
http://www.airwar.ru/