4+

90 лет назад, 18 июня 1932 года, впервые поднялся в воздух французский истребитель «Девуатин» D.500, разработанный талантливым авиаконструктором Эмилем Девуатином. Это был первый в мире истребитель «нового поколения» — скоростной цельнометаллический моноплан с тонким свободнонесущим крылом и гладкой дюралевой обшивкой, ставший своего рода законодателем моды и эталоном для подражания. Франция в очередной и едва ли не в последний раз выступила в роли лидера мирового авиастроения. В дальнейшем это почетное звание, которое французы удерживали более двух десятилетий, было ими утрачено, а на первые места вышли Германия, Великобритания, США.

 

D.500 изначально создавался в двух вариантах — чисто пулеметным и пулеметно-пушечным, с автоматической 20-миллиметровой пушкой «Испано-Сюиза» HS-9, укрепленной между блоков цилиндров двигателя и стрелявшей сквозь полый вал винта. Пушечная версия позже получила обозначение D.501 и стала первым в мире крупносерийным истребителем с артиллерийским вооружением. По огневой мощи (пушка и два курсовых пулемета) этот самолет в начале 1930-х годов не имел себе равных.

Летом 1934 года появилась модификация D.510, оснащенная более мощным мотором и трехлопастным винтом. Она стала первым в мире серийным истребителем, перешагнувшим 400-километровый скоростной рубеж. Кроме того, D.510 был одним из первых в мире одноместных истребителей, штатно оснащенных радиостанциями.

Всего был построен 381 серийный экземпляр самолета, который в 1935-38 годах являлся самым распространенным и наиболее массовым истребителем французских ВВС. В том числе 101 — в четырехпулеметной модификации D.500, 157 — пушечных D.501, а остальные — D.510. Несколько десятков машин было продано на экспорт, в частности, 24 — в Китай, где они активно участвовали в войне с японцами, 14 — в Литву, 3 — в Венесуэлу, 2 — в Испанию, а также — по одной штуке (для изучения) — в Англию, СССР и Японию.

К началу Второй мировой войны истребитель считался устаревшим и был снят с вооружения строевых частей первой линии, но он еще долго применялся тыловыми и колониальными эскадрильям ПВО. В 1941 году такие машины участвовали в отражении нападения британского флота и отрядов генерала Де-Голля на Сенегал.

ЛТХ:

Размах крыла, м   12.09
Длина, м   7.74
Высота, м   2.42
Площадь крыла, м2   16.50
Масса, кг  
  пустого самолета  
  нормальная взлетная   1710
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza 12Xbrs
Мощность, л.с.   1 х 660
Максимальная скорость , км/ч   369
Крейсерская скорость , км/ч   304
Практическая дальность, км   860
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   11000
Экипаж   1
Вооружение:   два 7.5-мм пулемета Darne
Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com/
http://www.airwar.ru/
4+

от admin