15+

Сегодня поговорим об операции советских специалистов по подъему со дна Финского залива потопленной немецкой подводной лодки U-250. Узнаем в чем была такая необходимость поднимать уничтоженную вражескую субмарину на поверхность, и какие интересные объекты были найдены на ее борту. Источником для написания статьи послужили материалы исторического исследования Бориса Карвашина «Ю-250: новые документы и факты» от 1994 года, а также описание данной исторической ситуации на странице «U_250» немецкого сайта архивных документов германского флота Второй мировой войны «ubootarchiv de» (общие данные о походе лодки и морском сражении).

История началась с гибели советского морского охотника МО-105, торпедированного немецкой подводной лодкой в северо-восточном районе Финского залива 30 июля 1944 года. Немецкая подлодка 7-й С-серии U-250 под командованием капитан-лейтенанта Вернера Шмидта находилась в Финском заливе уже почти месяц, покинув базу в Киле, она несколько раз заходила в базы Финляндии, это был ее первый боевой поход. Покинув Хельсинки, лодка пошла в сторону берегов СССР.

В районе стыка морских границ Финляндии и Советского Союза, на северо-восточной окраине Финского залива, лодка обнаружила стоящего на якоре советского МО-105, видимо, не удержавшись от желания подорвать такую легкую, хоть и малую по тоннажу, цель, Шмидт принял решение атаковать. Лодка выпустила по охотнику одну торпеду, она попала ровно по середине судна, от взрыва охотник переломился пополам и затонул, из 27 членов команды выжили только 7. Для спасения оставшихся членов команды, в район гибели судна вместе с другими боевыми кораблями направился морской охотник МО-103 под командованием старшего лейтенанта Коленко, моряки даже и не предполагали, что все это натворила немецкая подлодка, думали, что их товарищи подорвались на мине. Вытаскивая из воды моряков, члены команды МО-103 увидели силуэт подлодки, командир охотника поднял тревогу и приступил к атаке субмарины. Сбросив 5 глубинных бомб, охотник нанес лодке небольшие повреждения, теперь лодку выдавал пузырьковый след. Следующая серия бомб была фатальной, одна из глубинных бомб взорвалась прямо над палубой лодки, образовав в ее корпусе огромную пробоину. В районе сильных выбросов воздуха, на поверхности воды показались части внутренней конструкции лодки, листы бумаги, доски, а чуть позже и 6 членов экипажа субмарины, среди которых был и ее командир, все остальные подводники ушли на дно вместе с лодкой. Глубина места затопления была около 30 метров, о своей победе МО-103 доложил на базу.

Практически сразу начались активные действия противника в районе гибели своей лодки. Попытки немецких сторожевых кораблей подойти к месту затопления для минирования, постоянное присутствие самолетов-разведчиков, начавшиеся обстрелы советских кораблей артиллерией с финской территории привлекли внимание советское командование ВМФ в данном районе. Поняв, что немцы всеми силами теперь пытаются уничтожить подлодку, офицерами было принято решение о срочном проведении операции по подъему субмарины на поверхность и буксировки ее в Кронштадт для изучения. Плененные члены экипажа лодки на допросах данную ситуацию никак не поясняли. К осуществлению операции была привлечена Рота особого назначения Балтийского флота, специальные суда и два понтона. Действиям советских специалистов активно противодействовали немецкие торпедные катера и финская артиллерия, но задача была выполнена, лодку подняли и отбуксировали в Кронштадт. В сухом доке лодка была изучена.

Внутри были обнаружены различные важные документы, шифровальная машина «Энигма», а также секретная разработка немецких конструкторов – новейшая торпеда G7 es (T-5) «Zaunkönig» (Крапивник) с устройством акустического самонаведения (точнее, модификация основной немецкой торпеды G7eобразца 1929 года, результат продолжения работ над акустической торпедой G7 es (T-4) «Falke»). На лодке таких торпед было найдено две, во время бомбардировки они были повреждены, советские специалисты извлекли их из лодки, после чего собрали до рабочего состояния одну торпеду из деталей двух, предварительно удалив из ее боевой части взрывчатое вещество. СССР поделился информацией с союзниками, и в Кронштадт была направлена группа британских специалистов, торпеду изучали совместно. До этого момента, новая немецкая торпеда активно применялась немцами на британских коммуникациях и была весьма эффективна, теперь была возможность разработать системы и тактику для должного противодействия новому оружию.

Сама лодка также изучалась советскими конструкторами, испытания проходили на уже восстановленной лодке под обозначением ТС-14 (номер немецкой лодки в составе Советского флота), в то время проходила разработка проекта новых советских дизельных подлодок проекта 608, работы были приостановлены до окончания изучения «немки». В итоге, изучив немецкую субмарину, советские конструкторы, уже после войны, построили на ее основе серию лодок проекта 613.

Источник:https://zen.yandex.ru/id/5dd92979a9876a758f94f631

15+

от admin