18+

24 февраля 1968 года из бухты Крашенинникова, что на Камчатке вышла советская подводная лодка – с кодовым обозначениям К-129. Во время выхода, на борту подлодки находилось 98 моряков и 3 ядерные торпеды. К сожалению, 7 марта того же года, подлодка К-129 вблизи Гавайских островов, на глубине более 5 км тонет – широкой общественности так до сих пор и неизвестно что стало причиной её гибели. Самое интересное то, что Советский Союз не предпринял никаких попыток поднять затонувшую субмарину, а вот ЦРУ,  уже в 1974 году приложили для этого просто титанические усилия.

Выйдя в открытое море подлодка провела тестовое погружение – об успешности которого она благополучно отчиталась. В соответствии с планом боевого дежурства, К-129 после прохождения 180-го меридиана – (по расчетам это 8 марта 1968 года) – должна была доложить об удачном/неудачном прохождении меридиана и заступить на боевое дежурство.

  • Но получилось, что подлодка не передала сигнал об успешном прохождении меридиана ни 8 марта, ни в последующие дни – в ВМФ подлодку объявили аварийной и начали создавать комиссию по спасению подлодки.

Как это обычно бывает в данный ситуациях, активные действия спасательной операции начались спустя две недели после объявления статуса «аварийная подлодка».

В предполагаемое место нахождение подлодки была отправленная целая эскадра Советских кораблей, но из-за того, что площадь поиска была слишком велика, а технические возможности поисковых кораблей, мягко говоря ограниченными, операция по спасению провалилась и эскадра ушла обратно на Камчатку.

  • Но возможности по идентификации и обнаружение Советской подлодки были у Американцев – чем они, благополучно, и воспользовались.

Получение информации

Еще в начале 1950 года США понимали, что Советские подводные лодки находятся в опасной близости к Американской границе. Поэтому была разработана целая система, именуемая SOSUS . Которая должна была охватить весь мировой океан цепочкой очень чувствительных сейсмографов и гидрофонов, которые слушали шум двигателей исходящих от подлодок. Заметив, что более 30 Советских кораблей активизировались вблизи Гавайских островов, американцы сделали вывод, что одна из советских подводных лодок затонула.

Как ни удивительно, но сопоставив данные, Американцам удалось определить точное местоположение затонувшей подлодки.

  • Подлодка находилась в 1230 км от Камчатки и в 1100 км от атолла Мидуэй. По версии Американцев — подлодка К-129 не сумела пересечь условный 180-й меридиан и в результате одиночного взрыва затонула вечером 7 марта 1968 года.

Далее американцы отправляют современный и технологичный корабль USS Halibut, который должен был встань над предполагаемым местом гибели К-129 и провести целый ряд исследований — используя сейсмографы, сканеры, сонары и глубоководные водолазные костюмы. Для подготовки такого рода операции потребовалось чуть больше 4-х месяцев, а для обнаружения К-129 всего несколько недель.

Оказалось, что подлодка лежит на глубине 5 километров. Носовая часть корабля полностью разрушена, как и торпедные шахты с ядерными ракетами на борту. Общее состояние подлодки представляло из себя груду металла.

Сделав несколько тысяч фотографий подводной лодки, USS Halibut вернулся на базу и передал полученные данные ЦРУ — в аналитических штабах которой, уже кипела работа.

Доподлинно установить, что же на самом деле случилось с советской подводной лодкой, так и не удалось.

  • По американской версии причиной гибели подлодки было нештатное срабатывание двигателя одной из торпед типа Р-21.
  • В СССР гибель К-129 объясняли тем, что она «провалилась ниже предельной глубины» — вызванной неисправностью кислородного клапана в РДП.
  • В народе же гуляла версия, что причина была в том, что К-129 столкнулась в американской подводной лодкой.

Данную версию все же нельзя сбрасывать со счетов так как, позже, японская подлодка подошла к К-129 и сделала детальные снимки — по характеру обнаруженных повреждений, комиссия пришла к выводу, что подлодка действительно могла с чем-то столкнуться.

Процесс исследования и анализа полученных данных USS Halibut длился больше года. В результате проделанной работы ЦРУ и ВМФ пришли к выводу о том, что советскую подводную лодку следует поднять и исследовать.

Интерес был очевиден: американцы были заинтересованы в исследовании конструкции подлодки, а также оружия, которое находилось на борту.

Проект «Азориан»

Для этих целей Американцы сконструировали и построили два уникальных корабля. Один из них был Hughes Glomar Explorer — который был чем-то вроде корабля с буровой вышкой, в середине которого находился «лунный бассейн» длинна которого была около 60 метров — причем длинна самой подлодки была более 100.

  • «Лунный бассейн» — представляет собой огромный ангар, в котором и должна была находится подлодка, скрываемая от взгляда советских самолетов разведчиков.

Цель американцев изначально состояла в поднятии лишь части подлодки, а именно ее носовой части, где по мнению американцев и находилась самая «ценная» часть корабля.

Вторым кораблем был самоходный док НСС-1 по прозвищу «Клементина». Который должен был поднять (ухватив подлодку огромными стропами и «крюками») и внести ее в «лунный бассейн» другого корабля.

  • Схема подъема была следующая: самоходный док полностью погружался в воду, опускаясь до подлодки – на место погрузившегося дока вставал Эксплорер. Потребовалось более года, пока «буровая установка» не создаст своего рода «лестницу» для спуска и подъема самоходного дока. После того, как Клементайн зацеплял часть подлодки – Эксплорер цеплял Клементайн и поднимал его до тех пор, пока оба не попадут в «Лунный бассейн».

Безусловно странные действия американцев не могли быть не замечены со стороны СССР. И хотя СССР направили в этот регион несколько кораблей с различными локаторами и сонарами — а также несколько вертолетов, которые облетали Эксплорер в непосредственный близости — ничего кроме «странных действий экипажа» найти не смогли. К тому же в СССР не верили, что американцы способны достать подлодку с такой большой глубины или хотя бы даже приблизиться к ней.

Итог

Данные о проводимой американцами специальной операции стали доступны лишь в 2010 году и то частично. Из рассекреченных документов можно узнать, что американцы действительно хотели поднять только 48 метровую носовую часть подлодки, но во время подъема большая часть «носовой части» обломилась и ушла на дно — в результате у американцев осталась лишь 12 метровая часть подлодки с 2 ядерными боеголовками. О том, что удалось обнаружить американцам, а также что стало причиной гибели подлодки — так и остаются загадкой.

P.S. Возможно, у кого-то могут возникнуть вполне закономерные вопросы, мол как это так, что потенциальный противник, в лице американцев, пытался поднять советскую подводную лодку, а СССР никак этому не помешал. Дело в том, что Советский Союз так официально и не признал гибель своей субмарины в том районе. По международным законам, если государство признает гибель своего судна вместе с экипажем и обозначает место его нахождения, то это место объявляется местом захоронения, то есть своеобразной братской могилой. Никто не имеет права, без разрешения, даже прикасаться к этому судну, не говоря уже о попытках его поднять. Но как было сказано выше, Советский Союз не признал факт гибели лодки, поэтому, с юридической точки зрения американцы имели полное право делать с ней все, что им заблагорассудится!

Источники:

https://zen.yandex.ru/factshistory

https://voenhronika.ru/

https://ru.wikipedia.org/

18+

от admin