8+

Основной автопарк немецких войск составляли трехтонные грузовики. В относительно небольших количествах имелись машины грузоподъемностью до пяти тонн, еще меньше числилось девятитонок. Последних в вермахте набралось бы едва ли более тысячи. Но были среди них и очень интересные машины, которые могли возить в своем кузове танки!

Büssing-NAG 900

Из всех немецких автостроительных предприятий, фирма Büssing-NAG обладала самой высокой компетенцией в производстве грузовиков особо большой грузоподъемности. Еще в 1924 году компания освоила выпуск трехосного грузовика модели Type VI GL, грузоподъемностью от 6 до 7,5 т в зависимости от надстройки. Из интересных особенностей автомобиля можно отметить односкатную ошиновку всех осей и оригинальную трансмиссию с приводом задних мостов индивидуальными карданами.

К середине 1930-х Бюссинг занимала лидирующие позиции на рынке тяжелых коммерческих грузовиков, а в 1935 году компания освоила выпуск Büssing-NAG 900 — одного из самых технически совершенных грузовиков тех лет. Он отличался весьма внушительными габаритами, почти 10 метров в длину, и большой собственной массой в 9 тонн. Впрочем, грузовики Бюссинг никогда не обладали высокой весовой культурой, зато имели повышенную надежность и запас прочности. По невероятному стечению обстоятельств Büssing-NAG 900 получил грузоподъемность в 9,5 т. Ровно столько же весил самый тяжелый танк вермахта тех лет — Pz.Kpfw. II.

Под вытянутым капотом грузовика скрывался 6-цилиндровый дизельный двигатель рядного типа мощностью 130 л.с. Традиционно моторы разработки Бюссинг отличались хорошей экономичностью, и 900-й не стал исключением. По шоссе, да с полной нагрузкой грузовик расходовал всего 38-40 л солярки на 100 км. При этом мощности двигателя хватало разогнать автомобиль, полной массой в 18 тонн, до 58 км/ч!

Во всех отношениях Büssing-NAG 900 получился машиной отличной. Неудивительно, что в 1937 году фирма получила на него военный заказ. В немецкую армию начались поставки слегка модифицированных грузовиков 900-й серии с пониженной рамой, приспособленных для перевозки танков. Однако Бюссинги были не единственными танковозами немецкой армии.

Faun L900

Фирма Faun ведет свою историю с литейной мастерской Braun, основанной Юстусом Брауном в 1845 году в городе Нюрнберге. В начале 20-го века предприятие Брауна перешла на производство конных экипажей, а затем и грузовых автомобилей. В 1917 году Braun объединилась с автомобильным заводом Ansbach из одноименного города. Новая компания под названием Fahrzeugfabriken Ansbach und Nürnberg (Faun) имела широкую специализацию выпуская легковые, грузовые и специализированные коммунальные автомобили. Кстати фирма существует и по сей день: производит добротные мусоровозы, подметальные машины и иную спецтехнику.

С начала 30-х в производственную программу фирмы вошли дизельные грузовики, в том числе и тяжелые. В 1937 году Фаун освоила выпуск целой линейки коммерческих грузовиков: двухосных L600 и L750 грузоподъемностью 6 и 7,5 т соответственно и трехосного 9-тонного L900. В том же году вермахт разместил заказ на 200 танковозов грузоподъемностью 9,5 т. Транспортер разработали в кратчайшие сроки, немного модифицировав коммерческий L900 попутно увеличив его грузоподъемность на 500 кг. Такая машина обозначалась как Faun L900 D567.

По общей конструкции D567 во многом был схож с Büssing-NAG 900. Он также имел односкатную ошиновку, пониженную раму и дизельный двигатель. Последний производства фирмы Deutz отличался повышенной мощность в 150 л.с. Даже внешне за счет вытянутого капота и смещенной назад передней оси, машины были похожи. Но перепутать их невозможно, так как Faun L900 D567 имел упрощенную кабину открытого типа.

В войсках Фауны и Бюссинги комплектовались 10-тонными двухосными прицепами — Sd. Ah. 115. В такой связке грузовики, по-хорошему шоссе, могли перевозить два танка Pz.Kpfw. II на расстояние до 360 км. Во время французской компании такие автопоезда зарекомендовали себя очень хорошо, обеспечивая легким танковым подразделениям вермахта (Leichte-Division) невероятную мобильность. Однако ввиду полной беспомощности на бездорожье, в восточной компании тяжелые танковозы уже не применялись. Да и к 1940 году войска уже начали насыщаться 15-тонными танками Pz.Kpfw. III.

Впоследствии все грузовики 900-й серии использовались как обычные транспортные грузовики или как шасси для специального оборудования, в том числе и для 88-мм зенитных орудий. В общей сложности в войска поступило около 650 автомобилей Büssing-NAG 900, и около сотни Faun L900.

Иной путь

Если в предвоенный период грузовики Бюссинг и Фаун, хот как-то оправдывали себя. То с началом войны, когда каждое новое поколение танков становилась тяжелее предыдущего, их грузоподъемности стало недостаточно. В этом смысле лучшим решением стало создание балластных колесных тягачей и специализированных прицепов большой грузоподъемности к ним. По такому пути пошла техническая мысль в США, где в начале 1940-х освоили производство тягача-эвакуатора Diamond-T 980 и 45-тонного прицепа Roger Trailer к нему. В Германии разработка аналогичной автотехники также велась, но по различным причинам серьезного распространения она не получила.

Источник:https://autohs.ru

8+

от admin