Еще в ходе Второй мировой войны КБ П.О. Сухого получило задание на разработку разведчика и артиллерийского корректировщика. Необходимость в такой машине стала ощущаться в первые же военные месяцы, когда выяснилось, что эффективность применения немецкого разведчика ФВ-189 (советские солдаты называли его «рамой») была весьма высокой. Первый эскизный проект самолета был разработан еще в 1943 г. Проект представлял собой трехместный двухбалочный самолет с двумя двигателями.
Но постройка, тем более запуск в серийное производство столь специализированного самолета в условиях военного времени были для Советского Союза непозволительной роскошью. Строительство самолета двухбалочной схемы в СССР не было чем-то необычным. В 1930-х гг. в стране было построено несколько таких самолетов: истребитель И-12, самолет-амфибия АСК и бомбардировщик К-7.
В середине 1947 г. главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов обратился с просьбой создать для артиллерийских частей разведчик-корректировщик. Все главные конструкторы отказались от разработки такого самолета, за него взялся только П.О. Сухой. Был тщательно проанализирован опыт и результаты боевых операций немецкой «рамы» ФВ-189, а также аналогичных машин союзников. Самолет, получивший обозначение Су-12 или РК (разведчик-корректировщик), спроектировали и построили в невероятно короткий срок — всего за 150 дней. При необходимости его можно было использовать для аэрофотосъемки днем и ночью, а также и в качестве бомбардировщика.
Самолет Су-12 выполнен по схеме «рама» с двумя хвостовыми балками, на которых крепилось горизонтальное оперение. Конструкция самолета цельнометаллическая, была максимально приближена к условиям массового выпуска, для чего расчленялась технологическими разъемами на ряд отдельных агрегатов(секций). Его основная часть — четырехместная гондола с большой площадью остекления — имела две кабины. В передней размещались пилот, штурман и стрелок-радист. Во второй, задней, кабине — воздушный стрелок. Носовая часть гондолы была остеклена почти полностью, что обеспечивало хороший обзор при разведке и корректировке огня. Нижняя половина остекления состояла из бронестекла, на полу передней кабины были наклепаны стальные листы, а по бортам — броневые. Общий вес брони достиг 450 кг. Вооружение самолета состояло из четырех 20-мм пушек: одной носовой, двух в средней части и одной в кормовой установке.
Заводские летные Су-12 испытания были начаты в декабре 1947 г. Их проводили летчики-испытатели Н.Д. Фиксон, М.Л. Галлай, С.Н. Анохин. Первоначально силовая установка самолета состояла из двух двигателей АШ-82М. В ходе испытаний эти двигатели заменили на серийные АШ-82ФН с флюгерными винтами. В 1948 г. самолет был передан на государственные испытания, которые проводились на артиллерийском полигоне.
Самолет показал хорошие летные данные: максимальная скорость 531 км/ч, дальность полета составляла 1140 км, а его продолжительность — 4 ч 18 мин. В заключении об испытаниях говорилось: «Самолет может быть с успехом использован для выполнения задач по корректировке артиллерийского огня и разведки в интересах артиллерии и войск командования. Рекомендовать самолет Су-12 для принятия на вооружение ВВС с устранением всех недостатков и дефектов…» Основной «дефект» самолета заключался в недоведенности пушечного вооружения, устранить его так и не удалось. В серию самолет не запустили — начиналась эра реактивной авиации, и самолет такого назначения, по мнению советского руководства, был уже не нужен.
ЛТХ:
Размах крыла, м | 21.57 |
Длина, м | 13.05 |
Высота, м | 4.26 |
Площадь крыла, м2 | 52.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 7552 |
нормальная взлетная | 9510 |
Тип двигателя | 2 ПД АШ-82М |
Мощность, л.с. | 2 х 2100 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 460 |
на высоте | 530 |
Крейсерская скорость , км/ч | 505 |
Практическая дальность, км | 1140 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 945 |
Практический потолок, м | 11000 |
Экипаж, чел | 4 |
Вооружение: | одна 20-мм пушка БТ-20 и три 20-мм пушки Б-20Э бомбовая нагрузка — до 400 кг |
Источники:
https://modelist-konstruktor.com/
http://oruzhie.info/
http://www.airwar.ru/
Авиация и Космонавтика. Владимир Проклов. Разведчик-корректировщик артиллерийского огня Су-12
Крылья Родины. «Двойники» Су
Роман Астахов. Русская Сила. Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.