3+

В 1938 году на базе ББ-1(Ближний бомбардировщик первый) было начато проектирование штурмовика-бомбардировщика (ШБ). По сравнению со своим прототипом он имел двигатель М-88, усиленное бронирование, измененную конструкцию шасси и ряд других отличий. Самолет ШБ (ББ-2) вышел на испытания летом 1940 года.

В связи с возросшими требованиями заказчика к штурмовику, летом 1939 г. КБ П.О. Сухого приступило к разработке эскизного проекта одномоторного одноместного бронированного штурмовика. Осенью проект ОБШ был одобрен и утвержден.

Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР от 4 марта 1940 г. П.О. Сухой официально получил задание: «Спроектировать и построить одномоторный бронированный одноместный штурмовик с мотором М-71… Самолет построить в двух экземплярах…».

Работы по первому экземпляру начались в середине апреля 1940 года и продолжались до конца января 1941 года, что было вызвано переездом, ОКБ на новое место, слабой производственной базой завода № 289 и отсутствием мотора М-71.

1 марта 1941 года летчик А.И. Кокин приступил к проведению сокращенных заводских испытаний, продолжавшихся до конца августа. В ходе испытаний было установлено, что по скорости полета, скороподъемности и взлетно-посадочным характеристикам Су-6 М-71 значительно превосходит Ил-2 АМ-38, но отсутствие пушечного и реактивного вооружения препятствовало постановке вопроса о серийном производстве. С 25 сентября по 10 октября самолет проходил контрольные испытания в НИИ ВВС КА. Завершить их в полном объеме не удалось, т.к.  окончился ресурс единственного имевшегося в наличии двигателя М-71.

В январе 1942 года был завершен постройкой второй экземпляр штурмовика Су-6. В отличие от первого экземпляра на нем были установлены две пушки ВЯ-23, четыре пулемета ШКАС и десять РО для РС-82 или РС-132.

Заводские испытания самолета проводились с 15 января по 23 февраля, а 24 февраля самолет был передан на госиспытания в НИИ ВВС КА. С перерывами, они продолжались до конца мая 1942 года. В акте государственных испытаний отмечалось:

 «…Самолет Су-6 с мотором М-71 по максимальной скорости горизонтального полета стоит выше штурмовика Ил-2 АМ-38…

…После выполнения боевого задания… самолет Су-6 обладает максимальной скоростью… 483 км/ч на 10-ти минутном форсаже. Эта скорость делает самолет Су-6 труднодосягаемым для истребителей противника, имеющих незначительное преимущество в скорости…

… Считать целесообразным постройку небольшой войсковой серии самолетов Су-6 с М-71, как представляющих интерес по сравнительно большой максимальной горизонтальной скорости и имеющих мощное стрелково-пушечное и реактивное вооружение…».

В июне был подготовлен проект постановления ГКО о постройке к 15 декабря 1942 года войсковой серии из 25 одноместных бронированных штурмовиков Су-6 с М-71, но, к сожалению, вопрос о постройке войсковой серии так и не был решен. П.О. Сухой, с учетом всех замечаний и дефектов, обнаруженных на государственных испытаниях, с разрешения А.И. Шахурина приступил к постройке модифицированного Су-6. К концу декабря модифицированный Су-6 с М-71Ф был практически готов, но, учитывая изменившиеся требования к штурмовику, П.О.Сухой принял решение переделать его в двухместный. 6 марта 1943 года летчик Н.Д. Фиксон поднял двухместный Су-6 в воздух, а к середине июня заводские испытания были завершены, и самолет передали в НИИ ВВС КА для проведения государственных испытаний.

Су-6 М-71Ф успешно прошел госиспытания. Выяснилось, что по максимальным скоростям, скороподъемности, потолку и дальности он значительно превосходил находившийся на вооружении ВВС КА штурмовой самолет Ил-2 с двигателем АМ-38Ф. Но наладить  серийное производство мотора М-71Ф в трудных условиях военного времени не удалось. Поэтому П.О. Сухому было приказано заменить двигатель М-71Ф на менее мощный АМ-42.

22 февраля 1944 г. Г.И. Комаров приступил к заводским испытаниям штурмовика Су-6 с АМ-42. По завершению заводских испытаний, в конце апреля, самолет был передан на госиспытания, которые 15 мая были приостановлены из-за ненормальной работы АМ-42.

В мае 1944 года успешно завершил госиспытания штурмовик Ил-10 с АМ-42, показавший высокие летные данные. Сравнение ЛТД варианта Су-6 АМ-42 с Ил-10 было не в пользу первого. Суховский штурмовик уступал ильюшинской машине по большинству определяющих характеристик. В итоге, был сделан вывод о нецелесообразности запуска Су-6 с АМ-42 в серийное производство.

В 1943 году за создание бронированного штурмовика Су-6 П.О. Сухой был все же удостоен Сталинской премии  I степени.

ЛТХ:

Данные Су-6
одноместный
1-й экземпляр
Су-6
одноместный
2-й экземпляр
Су-6
двухместный
3-й экземпляр
Су-6
3-й экземпляр
переделанный
Взлетная масса норм., кг

4200

5250

5534

6200

Максимальная скорость, км/ч:
-у земли
-на высоте/, м
474
566/5700
445
491/2500
480
514/3800
492
521/1860
Практический потолок, м

10500

8100

7500

Время набора высоты, мин/м

6,25/5000

10,6/5000

7,0/4000

Дальность полета, км
-нормальная
-максимальная
700
576

973
630
1040
Длина разбега, м

520

410

540

Длина пробега, м

610

730

660

Длина самолета, мм

9133

9133

9242

9500

Размах крыла, мм

13500

13500

13500

13580

Высота самолета, мм

3983

3888

3890

3500

Вооружение

4хШКАС
2хВЯ-23
10хРС-132
2хШКАС
1хУБТ
2хНС-37
2хШКАС
1хУБТ
2хНС-37
Бомбовая нагрузка, кг
-нормальная
-максимальная

— —

200
600

200
600
Количество и марка двигателя

1хМ-71

1хМ-71

1хМ-71Ф

1хАМ-42

Мощность двигателя, л.с.

2000

2000

2200

2000

Источники:

https://www.sukhoi.org/

http://www.airwar.ru/

Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии

Самолеты Мира 2005-01. Николай Гордюков. Штурмовик Су-6

Авиация и Космонавтика 2010-06. В.Проклов. Бронированный штурмовик Су-6 и его модификации

Авиация и Космонавтика 2016-03. Олег Растренин. Уход «летающего танка»

Авиация и Космонавтика 2020-04-06. Олег Растренин. Су-6 — непростая судьба «маленького» «Грача»

История Авиации 2000-04. А. Медведь, В. Перов. Бронированные штурмовики с моторами воздушного охлаждения. Вариант П.О. Сухого

Крылья Родины 1992-07. «Двойники» Су

Крылья Родины 2000-01. Юрий Сергеев. Един в трех лицах

Крылья Родины 2004-05. Евгений Подольный. Штурмовик, который рвался на фронт

АвиаМастер 2000-05. В.Перов, А.Медведь. Дети «Иванова». Одномоторные штурмовики П.О.Сухого с двигателями воздушного охлаждения

Николай Гордюков. Он создавался для боя…

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.

Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов

Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970

Midland. V.Antonov, Y.Gordon, N.Gordyukov, V.Yakovlev, V.Zenkin, L.Carruth, J.Miller. OKB Sukhoi

AeroJournal 2019-06-07. Herbert Leonard. Les autres Chtourmoviks

3+

от admin