В 1938 году на базе ББ-1(Ближний бомбардировщик первый) было начато проектирование штурмовика-бомбардировщика (ШБ). По сравнению со своим прототипом он имел двигатель М-88, усиленное бронирование, измененную конструкцию шасси и ряд других отличий. Самолет ШБ (ББ-2) вышел на испытания летом 1940 года.
В связи с возросшими требованиями заказчика к штурмовику, летом 1939 г. КБ П.О. Сухого приступило к разработке эскизного проекта одномоторного одноместного бронированного штурмовика. Осенью проект ОБШ был одобрен и утвержден.
Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР от 4 марта 1940 г. П.О. Сухой официально получил задание: «Спроектировать и построить одномоторный бронированный одноместный штурмовик с мотором М-71… Самолет построить в двух экземплярах…».
Работы по первому экземпляру начались в середине апреля 1940 года и продолжались до конца января 1941 года, что было вызвано переездом, ОКБ на новое место, слабой производственной базой завода № 289 и отсутствием мотора М-71.
1 марта 1941 года летчик А.И. Кокин приступил к проведению сокращенных заводских испытаний, продолжавшихся до конца августа. В ходе испытаний было установлено, что по скорости полета, скороподъемности и взлетно-посадочным характеристикам Су-6 М-71 значительно превосходит Ил-2 АМ-38, но отсутствие пушечного и реактивного вооружения препятствовало постановке вопроса о серийном производстве. С 25 сентября по 10 октября самолет проходил контрольные испытания в НИИ ВВС КА. Завершить их в полном объеме не удалось, т.к. окончился ресурс единственного имевшегося в наличии двигателя М-71.
В январе 1942 года был завершен постройкой второй экземпляр штурмовика Су-6. В отличие от первого экземпляра на нем были установлены две пушки ВЯ-23, четыре пулемета ШКАС и десять РО для РС-82 или РС-132.
Заводские испытания самолета проводились с 15 января по 23 февраля, а 24 февраля самолет был передан на госиспытания в НИИ ВВС КА. С перерывами, они продолжались до конца мая 1942 года. В акте государственных испытаний отмечалось:
«…Самолет Су-6 с мотором М-71 по максимальной скорости горизонтального полета стоит выше штурмовика Ил-2 АМ-38…
…После выполнения боевого задания… самолет Су-6 обладает максимальной скоростью… 483 км/ч на 10-ти минутном форсаже. Эта скорость делает самолет Су-6 труднодосягаемым для истребителей противника, имеющих незначительное преимущество в скорости…
… Считать целесообразным постройку небольшой войсковой серии самолетов Су-6 с М-71, как представляющих интерес по сравнительно большой максимальной горизонтальной скорости и имеющих мощное стрелково-пушечное и реактивное вооружение…».
В июне был подготовлен проект постановления ГКО о постройке к 15 декабря 1942 года войсковой серии из 25 одноместных бронированных штурмовиков Су-6 с М-71, но, к сожалению, вопрос о постройке войсковой серии так и не был решен. П.О. Сухой, с учетом всех замечаний и дефектов, обнаруженных на государственных испытаниях, с разрешения А.И. Шахурина приступил к постройке модифицированного Су-6. К концу декабря модифицированный Су-6 с М-71Ф был практически готов, но, учитывая изменившиеся требования к штурмовику, П.О.Сухой принял решение переделать его в двухместный. 6 марта 1943 года летчик Н.Д. Фиксон поднял двухместный Су-6 в воздух, а к середине июня заводские испытания были завершены, и самолет передали в НИИ ВВС КА для проведения государственных испытаний.
Су-6 М-71Ф успешно прошел госиспытания. Выяснилось, что по максимальным скоростям, скороподъемности, потолку и дальности он значительно превосходил находившийся на вооружении ВВС КА штурмовой самолет Ил-2 с двигателем АМ-38Ф. Но наладить серийное производство мотора М-71Ф в трудных условиях военного времени не удалось. Поэтому П.О. Сухому было приказано заменить двигатель М-71Ф на менее мощный АМ-42.
22 февраля 1944 г. Г.И. Комаров приступил к заводским испытаниям штурмовика Су-6 с АМ-42. По завершению заводских испытаний, в конце апреля, самолет был передан на госиспытания, которые 15 мая были приостановлены из-за ненормальной работы АМ-42.
В мае 1944 года успешно завершил госиспытания штурмовик Ил-10 с АМ-42, показавший высокие летные данные. Сравнение ЛТД варианта Су-6 АМ-42 с Ил-10 было не в пользу первого. Суховский штурмовик уступал ильюшинской машине по большинству определяющих характеристик. В итоге, был сделан вывод о нецелесообразности запуска Су-6 с АМ-42 в серийное производство.
В 1943 году за создание бронированного штурмовика Су-6 П.О. Сухой был все же удостоен Сталинской премии I степени.
ЛТХ:
Данные | Су-6 одноместный 1-й экземпляр |
Су-6 одноместный 2-й экземпляр |
Су-6 двухместный 3-й экземпляр |
Су-6 3-й экземпляр переделанный |
Взлетная масса норм., кг |
4200 |
5250 |
5534 |
6200 |
Максимальная скорость, км/ч: -у земли -на высоте/, м |
474 566/5700 |
445 491/2500 |
480 514/3800 |
492 521/1860 |
Практический потолок, м |
10500 |
— |
8100 |
7500 |
Время набора высоты, мин/м |
6,25/5000 |
— |
10,6/5000 |
7,0/4000 |
Дальность полета, км -нормальная -максимальная |
700 — |
576 — |
— 973 |
630 1040 |
Длина разбега, м |
— |
520 |
410 |
540 |
Длина пробега, м |
— |
610 |
730 |
660 |
Длина самолета, мм |
9133 |
9133 |
9242 |
9500 |
Размах крыла, мм |
13500 |
13500 |
13500 |
13580 |
Высота самолета, мм |
3983 |
3888 |
3890 |
3500 |
Вооружение |
— |
4хШКАС 2хВЯ-23 10хРС-132 |
2хШКАС 1хУБТ 2хНС-37 |
2хШКАС 1хУБТ 2хНС-37 |
Бомбовая нагрузка, кг -нормальная -максимальная |
— — |
200 600 |
— 200 |
600 — |
Количество и марка двигателя |
1хМ-71 |
1хМ-71 |
1хМ-71Ф |
1хАМ-42 |
Мощность двигателя, л.с. |
2000 |
2000 |
2200 |
2000 |
Источники:
https://www.sukhoi.org/
http://www.airwar.ru/
Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии
Самолеты Мира 2005-01. Николай Гордюков. Штурмовик Су-6
Авиация и Космонавтика 2010-06. В.Проклов. Бронированный штурмовик Су-6 и его модификации
Авиация и Космонавтика 2016-03. Олег Растренин. Уход «летающего танка»
Авиация и Космонавтика 2020-04-06. Олег Растренин. Су-6 — непростая судьба «маленького» «Грача»
История Авиации 2000-04. А. Медведь, В. Перов. Бронированные штурмовики с моторами воздушного охлаждения. Вариант П.О. Сухого
Крылья Родины 1992-07. «Двойники» Су
Крылья Родины 2000-01. Юрий Сергеев. Един в трех лицах
Крылья Родины 2004-05. Евгений Подольный. Штурмовик, который рвался на фронт
АвиаМастер 2000-05. В.Перов, А.Медведь. Дети «Иванова». Одномоторные штурмовики П.О.Сухого с двигателями воздушного охлаждения
Николай Гордюков. Он создавался для боя…
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Midland. V.Antonov, Y.Gordon, N.Gordyukov, V.Yakovlev, V.Zenkin, L.Carruth, J.Miller. OKB Sukhoi
AeroJournal 2019-06-07. Herbert Leonard. Les autres Chtourmoviks