4+

В январе 1936 г. штаб «Реджиа Аэронаутика» (итальянских Королевских ВВС) издал требования к перспективному двухмоторному многоцелевому самолету — истребителю-штурмовику, способному развить скорость 470 км/ч. От самолета требовалась также дальность полета не менее 2000 км и тяжелое вооружение — две 20-мм пушки и два 12,7-мм пулемета. На запрос отозвались 8 фирм. После рассмотрения проектов лучшим признали предложение «Бреда» — проект Ba.88, разработанный под руководством А. Парано и Дж. Панцери. В основу его был положен разработанный чуть ранее одномоторный самолет-разведчик Ва.75 — от него для новой машины взяли крыло и хвостовое оперение.

Breda Ba.88 представлял собой двухдвигательный выскоплан цельнометаллической конструкции с убирающимся шасси. Характерной чертой самолета стала конструкция фюзеляжа -полумонокока, но с внутренней трубчатой фермой. Такая конструкция была излишне тяжелой, что и сказалось впоследствии на судьбе самолета.

Прототип с моторами «Изотта-Фраскини» К14 (880 л.с.) был облетан в октябре 1936 г. В апреле 1937 г. самолет установил ряд мировых рекордов скорости, что послужило хорошей рекламой и толчком к принятию на вооружение. К осени прототип модифицировали, заменив однокилевое оперение двухкилевым (для увеличения сектора обстрела пулемета бортстрелка) и установив моторы «Пьяджо» Р.XI RC40. Именно они были выбраны для серийных машин, хотя рассматривался и целый ряд альтернативных мотоустановок (в т.ч. импортных). Несмотря на проблемы с управляемостью и перетяжеленностью самолета при установке необходимого оборудования и вооружения, машина была запущена в серийное производство.

Общий объем серийного производства, осуществлявшегося в 1939-1940 гг., составил 147 машин (100 выпущено фирмой «Бреда» и 47 — IMAM).

Основные модификации самолетов Бреда Ba-88

  • Ba.88 — двигатели «Пьяджо» P.XI RC40 (1000 л.с). Стрелковое вооружение — 3 12,7-мм пулемета в носовой части фюзеляжа, 1 7,7-мм пулемет на верхней турели. Бомбовая нагрузка — 300 кг (3 100-кг или 3 50-кг бомбы в полуутопленном положении под фюзеляжем). Экипаж — 2 чел. Изготовлено 147 самолетов, в т.ч. 8 в учебном варианте с двойным управлением.
  • Ba.88М — переделка в одноместный пикирующий бомбардировщик. Удлинен фюзеляж, увеличен размах крыла. Двигатели — «Фиат» А.74 RC38 (840 л.с). На месте кабины бортстрелка оборудован бомбоотсек, а под фюзеляжем возможна подвеска 1 500-кг или 2 250-кг бомб. В целях облегчения машины уменьшен запас топлива, сокращен состав бортового оборудования. После испытаний нескольких переоборудованных самолетов в 1942 г. была заказана переделка 80 машин, реально переоборудовано примерно 35 самолетов.

Летно-технические характеристики самолета Ba.88

  • Двигатели: Пьяджо P.XI RC40
  • мощность, л.с.: 1000
  • Размах крыла, м.: 15,40
  • Длина самолета, м.: 10,75
  • Высота самолета, м.: 3,0
  • Площадь крыла, кв. м.: 33,34
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 4650
  • взлетная: 6750
  • Максимальная скорость, км/ч: 490
  • Время набора высоты 3000 м, мин.: 7,5
  • Практический потолок, м.: 8000
  • Дальность полета, км: 1640
  • Вооружение: три 12,7-мм неподвижных пулемета переднего огня Breda-SAFAT в носовой части и один 7,7-мм турельный пулемет Breda-SAFAT в задней кабине;
    Бомбы массой до 1000 кг в фюзеляжном бомбовом отсеке или три 200 кг бомбы полускрытые каждая в отдельной нише под фюзеляжем.

Боевое использование Бреда Ba-88 в годы Второй мировой войны

Поставки Ba.88 в строевые части начались в мае 1939 г. Ими вооружили 7-ю и 19-ю группы 5-го штурмового стормо. Боевой дебют состоялся 16 июня 1940 г., когда 12 самолетов 7-й группы, взлетев с авиабазы на Сардинии, проштурмовали французские аэродромы на о. Корсика. 17 июня налет повторили — на этот раз в нем участвовало 9 Ba.88.

7-ю группу перебросили в Ливию. Первые же полеты показали полную неприспособленность самолетов Ba.88 к природно-климатическим условиям Североафриканского ТВД. Не исправила ситуацию и установка противопыльных фильтров: когда 14 сентября 1940 г. три самолета отправились на первую боевую операцию, все вылеты закончились вынужденными посадками. 14 и 15 октября вновь были предприняты попытки ввести Ba.88 в бой, но и они завершились неудачно: в первом случае экипажи трех машин не смогли найти цели, а во втором — высланный на разведку самолет был подбит собственными зенитками. Месяц спустя 7-я группа официально была выведена из состава боеготовых частей. К тому времени из имеющихся в ней 28 Ba.88 лишь 12 были способны подняться в воздух, но только 3 считались полностью боеспособными. После демонтажа двигателей, вооружения и оборудования их расставили на ливийских аэродромах в качестве ложных целей. Ирония состояла в том, что именно в ноябре 1940 г. промышленность сдала последнюю партию новеньких Ba.88.

Самолеты Breda Ba.88М в строевые части попали лишь в единичных экземплярах. В 1942 г. они проходили испытания в 101-й группе пикирующих бомбардировщиков, а летом 1943 г. несколько таких самолетов имелось в 103-й группе.

Вероятно, Бреда Ba.88 может претендовать на звание самого невезучего самолета Второй мировой войны. Несмотря на ряд мировых рекордов, он так и не смог стать по-настоящему боеспособным, а попытки применить его в бою окончилась полным провалом.

Источники:

http://www.airaces.ru/

http://www.airwar.ru/

Арсенал-Коллекция. Андрей Харук. Злосчастная «Рысь»

Владимир Котельников. Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945

Ali d’Italia. Enrico Leproni. Breda 88

Aerei Italiani — Scheda Tecnica. Breda Ba.88

Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия

4+

от admin