18+

Данная статья посвящена не столько знаменитому израильскому танку «Меркава», сколько, как ни странно, психологии. Сейчас поясню. Конечно, я не танкист, но все же в свою армейскую бытность мне доводилось несколько раз сиживать в брюхе Т-64. Помнится, самым ярким впечатлением от тех моментов являлось вовсе не чувство непобедимости и защищенности, а гаденькая мыслишка: «Вот если сейчас сюда долбанут из 120-мм… то ведь хрен выберешься!». Разумеется, у танкистов этот страх в значительной мере притуплен, но не думаю, что искоренен окончательно. Каждый член экипажа прекрасно понимает две вещи: 1 – что жив он аккурат до первого точного попадания; 2 – что должен выстрелить первым, иначе шансов практически нет.

И как вы думаете, все эти весьма «оптимистичные» знания должны отражаться на состоянии обычных живых людей в момент реального боя? Конечно же, они их с головой погружают в стрессовое состояние, в котором действовать, ориентироваться в обстановке, просчитывать варианты, а порой и просто здраво мыслить невероятно сложно. Отсюда неверный выбор позиции, промахи при стрельбе, безалаберное маневрирование и т.д. и т.п.

Вот теперь, дойдя именно до этого любопытного места, я хочу вспомнить о замечательных израильских танкистах. Почему именно о них? Да потому, что весь мир знает о том, как эти бравые ребята профессионально и на удивление хладнокровно жгли бронированные армады своих арабских соседей.

В чем же тут секрет? Неужели израильские парни сделаны совершенно из другого теста, чем все остальные? Конечно же, нет! На мой взгляд, залог побед израильских танкистов в немалой мере заключается в том эмоциональном состоянии, с которым они вступают в бой. Это спокойствие и уверенность бойцы получают от своих боевых машин.

Являются ли израильские танки «Меркава» лучшими в мире, вопрос, конечно, спорный, но то, что они сконструированы с целью максимальной защиты своих экипажей – это неоспоримый факт. Именно поэтому поговорка «глаза бояться, а руки делают» к израильским танкистам относится гораздо в меньшей степени, чем ко всем остальным.

А теперь представьте, насколько более эффективно действует танковый экипаж, если над ним буквально ежесекундно не нависает угроза гибели! И даже если допустить, что «Меркава» является самым посредственным танком (что в реальности далеко не так), то хладнокровные грамотные действия сидящих в нем людей с лихвой компенсируют недостатки техники.

 

Итак, теперь настало самое время немного поговорить о технической стороне вопроса, выяснить, как именно защитили своих танкистов израильские конструкторы. Разумеется, каждый, кто хоть немного знаком с темой мирового танкостроения, сразу назовет главное отличие «Меркавы» от всех остальных танков – это ее нестандартная компоновка. «Меркава» является единственным основным боевым танком в мире, у которого двигатель расположен в передней части. Только представьте, как уютно чувствуют себя израильские парни, когда знают, что спрятались не только за многослойной броней и расположенными за ними баками, но главное за здоровенной глыбой двигателя. При таком раскладе можно вообще не волноваться, что тебя возьмут в лоб.

К этой главной особенности танка «Меркава» следует добавить еще несколько дополнительных, но не менее важных компонентов:
— почти весь боекомплект боевой машины удален подальше от рабочих мест экипажа. Исключение составляют лишь 6 выстрелов первой очереди, хранящиеся на полу башни. Остальные 42 шт. располагаются в кормовой части танка;
— все выстрелы упакованы в особые огнестойкие контейнеры;
— все топливо находится в передних и задних баках, максимально удаленных от обитаемых отсеков;
— кормовые топливные баки в случае пробития их каким-либо боеприпасом оборудованы системой быстрого слива топлива.
— на танке установлена быстродействующая система ППО, использующая в качестве гасящего состава сжиженный газ «хэлон».

Некоторые приверженцы традиционной компоновки боевых машин критикуют «Меркаву» за ее чрезмерную инфракрасную заметность. Мол, двигатель-то спереди, а значит, когда он как следует разогрет, израильский танк «светится» на много километров. На мой взгляд, это одновременно минус и плюс. Минус, так как «Меркаву» становится легче засечь, а плюс заключается в том, что все противотанковые ракеты с ИК головками наведения «воткнутся» именно в хорошо «светящийся» двигатель, остановив танк, но не поразив ни экипаж ни боекомплект. Так что это можно смело считать еще одним трюком для защиты экипажа.

Особо яркой иллюстрацией живучести израильских танков «Меркава» может послужить один из ночных боев во время Первой Ливанской войны 1982 года. Сирийский батальон Т-72 во время ночного марша напоролся на группу танков «Меркава Мк.1», которая ожидала прибытия топливозаправщиков. Завязался яростный бой на предельно малых дистанциях, в котором Т-72 имели явное преимущество, связанное с более высокой скорострельностью орудий и наличием лучших приборов ночного видения. Всаживая снаряд за снарядом в «Меркавы», сирийские танкисты не видели результатов, израильские танки категорически отказывались гореть. Озадаченные сирийцы отошли, но на утро выслали разведчиков для прояснения ситуации. На месте боя разведгруппа обнаружила дырявые «Меркавы», брошенные экипажами. Благодаря превосходной системе пожаротушения и надежной защите боекомплекта ни один танк не загорелся и не взорвался(к слову, за всю историю боевого применения «Меркавы» ни один экипаж не погиб от пожара. прим. редакции).

Всего в Первой Ливанской войне принимало участие около 200 новых, только что выпущенных танков «Меркава Мк.1». Их безвозвратные потери составили всего 7 машин. Общее количество подбитых и поврежденных «Меркав» дошло до 50 шт, однако подавляющее большинство этой техники впоследствии было восстановлено. Примечательно, что ни один танк из этих 50 так и не загорелся. Потери танкистов из составов экипажей «Меркав» составили всего 9 человек убитыми.

 

Второе серьезное испытание танки «Меркава» прошли во время Второй Ливанской войны 2006 года. В боевых действиях принимали участие как старые машины моделей Мк.2 и Мк.3, так и последние Мк.4. В отличие от войны 1982 года, «Меркавы» по большей части проверялись не танковыми снарядами, а противотанковыми ракетными комплексами (ПТУР) и фугасами. Данное испытание израильские танки также вынесли с честью. Из 400 участвующих в войне танков безвозвратно потерянными оказались всего 5 машин. Общее количество поврежденных танков составило 52 единицы, погибших членов экипажей – 30 человек. Много это или мало? Если учесть, что фугасы, на которых подрывались «Меркавы», содержали 300-1000 кг. взрывчатого вещества, а ПТУРы били в борт или корму, самые незащищенные места, то безвозвратные потери можно считать мизерными (в то время израильские танки еще не имели комплексов активной защиты, сейчас они все оснащены КАЗ «Трофи» сбивающей до 99,5% подлетающих ПТУР прим. редакции). Для сравнения, только при штурме Грозного в 1994 году от аналогичных поражающих факторов российская армия из 230 танков безвозвратно потеряла 49 штук, а об общем количестве поврежденных машин и жертвах среди экипажей министерство обороны до сих пор скромно умалчивает.

После таких цифр вы, наверное, поймете, какой адреналин бурлит в крови экипажей, к примеру, российских Т-90, бронезащита которых не способна противостоять  современным ОБПС(оперенным бронебойным подкалиберным снарядам) и ПТУР и которые в прямом смысле слова сидят на открытых боекомплектах и емкостях с топливом. Тут надо и впрямь быть очень мужественными людьми с железными нервами. Но все ли танкисты именно такие? Полагаю, что только единицы! А стало быть, пресловутый человеческий фактор неизменно будет сводить на нет боевую эффективность бронированных машин, какими бы замечательными и инновационными они не были в техническом плане. Похоже, израильские военные и конструкторы — единственные в мире, кто об этом подумал. Респект им за это и уважение.

Автор: Олег Шовкуненко

Источник:http://www.shovkunenko-book.ru/

18+

от admin