3+

Этот уникальный для своего времени проект подводной лодки начал разрабатываться после Второй мировой войны, в 1946г. Задача стояла создать подводную лодку с двигателем работающем по замкнутому циклу. Всего с 1953 по 1959 год кроме головной лодки проекта 615 было выпущено 29 лодок модификации А615. Лодки стали развитием проекта «Малютка». Основной их задачей была охрана военно-морских баз.

Основные ТТХ:

  • Скорость — (надводная)16 узлов/(подводная)15 узлов.
  • Предельная глубина погружения — 100 м.
  • Автономность плавания — 10 сут.
  • Экипаж — 33 чел., в том числе (6 офицеров)
  • Водоизмещение — надводное 406 т./ подводное 504 т.
  • Длина — 56.6 м.
  • Ширина — 4.46 м.
  • Средняя осадка — 3.6 м.

Корпус.

Лодка была очень маленькой и имела подводное водоизмещение всего 504 тонны. Благодаря таким миниатюрным размерам и небольшим габаритам предусматривалась возможность переброски этих лодок по железной дороге, при этом разборка должна была быть минимальной.

По архитектуре корпуса подводные лодки этого проекта были полуторакорпусными. Прочный корпус делился поперечными переборками на 7 отсеков. Поперечные переборки, ограничивавшие третий отсек (центральный пост), должны были выдержать давление 10 кгс/кв. см, остальные переборки рассчитывались на 1 кгс/кв. см. Как и все лодки того времени имела крайне непростые условия проживания экипажа.

Энергетическая установка.

Лодка имела 3-х вальную силовую установку. Главный дизель 32Д мощностью 900л.с., на среднем валу. Два дизеля М50П по 700 л.с. каждый. на бортовых валах, эти дизели использовались только для форсированных режимов, так как имели маленький моторесурс. Электродвигатель ПГ-106 на среднем валу и группа аккумуляторных батарей, как аварийная система движения под водой.

Но самой главной фишкой этого проекта было то что лодка была оснащена единым двигателем, в последствии такие установки стали называть воздухонезависимыми. На борту имелась огромная цистерна (8,5 т.) с жидким кислородом и 14 т. известкового поглотителя выхлопных газов. Эта система позволяла работать дизельному двигателю под водой. В качестве окислителя выступал жидкий кислород. Предположительно, установка работала по следующему принципу: отработавший в дизеле газ по замкнутому циклу проходил через химический известковый поглотитель, после чего смешивался с кислородом в определенной пропорции и подавался в дизель. Топливо подавалось по обычной схеме, как у всех дизелей того времени через форсунки, в цилиндре происходило смесеобразование и сгорание. Такая установка обеспечивала запас хода 350 миль на скорости 3.5 узла и 56 миль на скорости 15 узлов.

Благодаря такой, уникальной для того времени, энергетической установке моряки называли эти лодки «Зажигалками». Очень частые пожары и взрывы из-за превышения количества кислорода в смеси.  Так 26 сентября 1957 года подводная лодка М-256 проходила испытания на скорость на мерной миле Таллинского полигона недалеко от полуострова Вимси (Финский залив). В результате снижения доли кислорода в газовой смеси произошел объемный взрыв в выгородке среднего дизеля. Пожар, подпитываемый кислородом из цистерны, распространился на четвертый, пятый и шестой отсеки. Переборочные двери были заблокированы обломками и телами погибших. В результате командир лодки капитан 3-го ранга Ю. С. Вавакин приказал экипажу остальных отсеков выйти на верхнюю палубу и собраться в ограждении рубки. Прибывшее к месту аварии спасательное судно намотало на винт буксирный канат, а подошедший эсминец, опасаясь взрыва, отошел от терпящей бедствие лодки на значительное расстояние. В связи с отсутствием средств пожаротушения, пожар в отсеках продолжался, пока не выгорели уплотнения забортных отверстий, после чего внутрь корпуса начала поступать вода, лодка потеряла продольную остойчивость и с дифферентом на корму затонула. Из воды удалось подобрать только семерых членов экипажа, так как подводная лодка была оснащена лишь семью спасательными жилетами. Ни один из погибших в море моряков не был найден.

Вооружение.

На этих лодках было установлено 4 торпедных аппарата калибром 533мм. Все имевшиеся на борту торпеды находились в торпедных аппаратах и представляли из себя весь боезапас лодки.

Так как лодки в то время были больше ныряющие, чем подводные. Для ведения боя в надводном положении был установлен спаренный автомат калибра 25-мм.

Источник:https://zen.yandex.ru/id/61089b2097036011549ea1a6

3+

от admin