7+

85 лет назад, 16 декабря 1936 года, в Испании состоялся боевой дебют «Мессершмитта» Bf.109, которого многие считают лучшим поршневым истребителем Второй мировой войны. Вопрос, конечно, дискуссионный и далеко не все разделяют эту точку зрения, но с тем, что «Месссер» был отличной и высокоэффективной боевой машиной, согласятся, наверное, все.

У советских летчиков Bf.109 вскоре получил прозвище «худой» за тонкий веретенообразный фюзеляж, который резко контрастировал с короткими бочкообразными фюзеляжами советских истребителей второй половины 1930-х годов. Но это будет позже, а в тот день советские «добровольцы» Мессера просто не заметили. Во всяком случае, никто из них не упомянул в своем докладе о каком-то новом вражеском истребителе с необычным силуэтом. Все написали только о ставших уже привычными бипланах «Фиат» и «Хейнкель».

Примерно в 13.30 франкисты и немцы из легиона «Кондор» предприняли очередной крупный налет на Мадрид, в котором участвовали 30 бомбардировщиков под прикрытием 25 истребителей. На перехват взлетели все боеспособные машины мадридского аэроузла: 22 «Ишака» и 14 И-15.

Воздушное сражение завершилось для советских пилотов очень успешно: были сбиты четыре «Хейнкеля-51» и «Фиат», а один из «Юнкерсов» загорелся, сбросил бомбы на собственные войска и совершил аварийную посадку у линии фронта. Остальные бомбардировщики развернулись и улетели обратно, отказавшись от выполнения приказа.

Интересно, что советские летчики почти не завысили свои успехи, доложив о семи воздушных победах при шести реальных. А у немцев «отличился» только пилот «Месершмитта» гауптман Вернер Пальм, заявивший, вернувшись из полета, что он якобы сбил истребитель «Боинг», очевидно, спутав его с И-16. Однако на самом деле все республиканские пилоты благополучно вернулись на свои аэродромы, бой для них прошел без потерь.

В общем, дебют «худого» за Пиренеями получился не впечатляющим. Но в дальнейшем эти истребители добились в Испании выдающихся успехов. Именно на Мессершмитте, в Испании, оттачивали свое мастерство многие будущие асы Люфтваффе. Так лейтенант Вильгельм Бальтхазар, который спустя три года стал известен после того, как в течение 21 дня сбил 21 самолет противника, в Испании как-то в течение одного боя за шесть минут сбил четыре И-16.

ЛТХ:

Модификация   Bf.109B Bf.109C
Размах крыла, м   9.85  9.85
Длина, м   8.55  8.55
Высота, м   2.45  2.45
Площадь крыла, м2   16.40  16.40
Масса, кг
  пустого самолета   1500  1600
  нормальная взлетная   2150  2300
Тип двигателя   1 ПД Junkers Jumo 210Da  1 ПД Junkers Jumo 210Ga
Мощность, л.с.   1 х 680  1 х 700
Максимальная скорость , км/ч
  на высоте   463  468
  у земли   406  418
Крейсерская скорость, км/ч   350  343
Практическая дальность, км   690  650
Макс. скороподъемность, м/мин   612  571
Практический потолок, м   8200  8400
Экипаж, чел   1  1
Вооружение:

три 7,9-мм пулемета MG 17 с 500 патронами на ствол (два фюзеляжных имели 500 патронов на ствол и 420 патронов для крыльевых пулеметов).

четыре 7,9-мм пулемета MG 17 с 500 патронами на ствол (два фюзеляжных имели 500  патронов на ствол и 420 патронов для крыльевых пулеметов).

Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com/
http://www.airwar.ru/
7+

от admin