13+

140 лет назад, 20 июля 1882 года, стартовал первый в мире самолет, «созданный выдающимся русским ученым и изобретателем Александром Федоровичем Можайским. После разбега со специального наклонного помоста, облегчившего отрыв машины от земли, самолет под управлением механика Ивана Голубева поднялся в воздух и перелетел через поле. Управляемый рукой человека аппарат тяжелее воздуха, снабженный двигателями, совершил первый полет».

Событие, безусловно, выдающееся, можно сказать — мирового масштаба. Но есть нюанс, дело в том, что всё написанное в предыдущем абзаце является вымыслом советской пропаганды, который я процитировал из книги «Рассказы о русском первенстве», изданной в 1950 году. Не было ни полета, ни механика Ивана Голубева, во всяком случае, до сих пор не найдено никаких документов, подтверждающих это событие, да и само существование такого человека.

Более того, на рубеже 1970-80 годов, в преддверии столетнего юбилея «полета» самолета Можайского, учеными Центрального Аэрогидродинамического Института были проведены исследования его летных данных, исходя из имевшихся сведений об аэродинамической схеме, массогабаритных характеристиках и энерговооруженности этого аэроплана, который Можайский называл «воздухоплавательным снарядом».

Результат получился обескураживающим: самолет Можайского в принципе летать не мог. Чтобы он оторвался от земли, приводившие его в движение английские паровые машины должны были развивать мощность минимум вдвое больше той, которую они фактически выдавали, но при этом весили бы столько же. При тогдашнем уровне технологий это было нереально.

К сказанному можно добавить, что в апреле 1883 года, то есть, почти через год после «испытаний», комиссия Русского технического общества по ознакомлению с проектом Можайского написала в своем отчете, что его летательный аппарат пока не готов. В этом отчете есть еще один крайне любопытный нюанс: описание самолета дано со слов самого Можайского, поскольку он категорически отказался пустить комиссию на огороженное высоким забором место постройки «воздухоплавательного снаряда» и продемонстрировать результаты работ. Таким образом, самолет комиссия не видела, однако, Можайский не постеснялся попросить у неё денег на завершение строительства. Невольно возникает вопрос: «а был ли мальчик?»

На этом вопрос о «полете» можно считать закрытым, однако, остается еще один: а был ли самолет когда-либо достроен? Ответ на него дает отчет комиссии под председательством лейтенанта М.М. Борескова, которая осмотрела аппарат Можайского 11 июля 1890 года, вскоре после смерти его создателя, и задокументировала результаты осмотра. Согласно отчету, самолет представлял собой деревянную лодку с крыльями без двигателей и винтов (далее — цитата).

«К бортам лодки прикреплены неподвижно две четырехугольные деревянные рамы, которые предполагается обтянуть шелковой тканью (крылья). В кормовой части находится руль с двойным движением вверх, вниз и в стороны. В носовой части и с боков предполагаются три винта для перемещения аппарата вперед по горизонтальному направлению. Винты приводятся в действие 3-мя паровыми машинами (в большинстве описаний указано, что на самолете Можайского стояли две паровые машины, одна из которых работала на два винта, прим. автора).

Аппарат установлен на 4-х стойках с колесиками. Крылья и руль прикреплены к корпусу, но не обшиты материей, которой имеется в сложенном виде около 3400 квадратных футов. Кроме того имеются различные мелкие принадлежности, как-то блоки, приводные ремни, передаточные колеса и т.д».

Таким образом, из описания ясно, что даже к моменту смерти конструктора и через восемь лет после «испытаний» аппарат был далек от завершения.

Автор: Вячеслав Кондратьев
Источник:https://vikond65.livejournal.com/
13+

от admin