15+

85 лет назад, 6 мая 1937 года, в СССР впервые поднялся в воздух очень интересный и, на мой взгляд, весьма удачный образец боевого самолета, который мог сыграть важную роль в предстоящей войне. Однако, из-за косности, зашоренности и недальновидности советского военно-политического руководства этот перспективный проект был закрыт, а самолет так и не поступил на вооружение.

Наверное, многие любители авиационной истории уже поняли, что речь идет об истребителе-бомбардировщике И-207, разработки Алексея Боровкова и Ильи Флорова. Изначально эта машина создавалась как легкий маневренный истребитель с очень компактными размерами (размах — 6,97 м, длина — 6,34 м) и уникальной аэродинамической схемой свободнонесущего бесстоечного биплана. Такая схема позволяет максимально использовать достоинства бипланной компоновки и одновременно — минимизировать ее недостатки.

В качестве «чистого» истребителя И-207 не показал заметных преимуществ перед своими современниками, но летом 1940-го его решили переделать в пикирующий бомбардировщик, оснастив подкрыльевыми бомбовыми подвесками. И тут случилось «чудо». Крохотный самолетик легко взлетал с двумя 250-килограмовыми бомбами! Более того, согласно отчету об испытаниях, И-207 с такой нагрузкой продемонстрировал хорошую стабильность, управляемость и устойчивость в пикировании. Вдобавок, самолет был несложен в производстве и эксплуатации.

Чтобы было понятнее, что это означало на практике, вспомним, что стандартную боевую нагрузку вдвое более крупного и тяжелого «летающего танка» Ил-2 составляли всего 400 кг бомб или ракет. Только в перегрузку одноместный вариант Ил-2 мог поднять 600 кг, но когда на борту появился стрелок с пулеметом эта возможность исчезла, а предельная грузоподъемность окончательно «ужалась» до 400 кг. Что и неудивительно, поскольку основным тяжким бременем, которое приходилось таскать «илу», был его собственный бронекорпус, весивший восемь центнеров.

Вдобавок, Ил-2 не обладал способностью бомбить с пикирования, а широкое крыло в значительной мере перекрывало летчику обзор вниз, поэтому он сбрасывал бомбы почти вслепую. Разумеется, ни о какой точности речь не шла, а эффективность боевого применения «илов» против малоразмерных целей, например, кораблей или мостов, была удручающе низкой. Фактически он мог попасть в них только случайно.

При этом относительно крупные размеры самого Ил-2 в сочетании со слабой маневренностью делали его легкой мишенью для вражеских зениток и истребителей, а броня далеко не всегда спасала от обстрела. Попасть в маленький и гораздо более верткий И-207 немцам было бы намного сложнее, а без бомб этот самолет мог вести маневренный воздушный бой как полноценный истребитель.

Если же сравнить его с немецким аналогом — пикирующим бомбардировщиком «Хеншель-123», то сразу бросается в глаза значительно более высокая скорость советской машины: 436 км/ч против 340 км/ч, дальность без ПТБ — 640 км против 480 км и скороподъемность — 1090 м/мин. против 900 м/мин. А после оснащения И-207 убирающимся шасси и более мощным мотором М-63 его максимальная скорость достигла 486 км/ч.

Кроме того, стандартным стрелковым вооружением И-207 были четыре синхронных пулемета, а не два, как у «Хеншеля». В общем, полное превосходство по всем статьям, достигнутое за счет более высокой энерговооруженности и гораздо более совершенной аэродинамики.

Однако «Хеншели» успешно отвоевали почти всю войну, вплоть до осени 1944 года, а И-207 остался в четырех опытных экземплярах, которые уже летом 1941-го отправили на слом. Зато распиаренный пропагандой Ил-2 был растиражирован в количестве 36 тысяч штук, став не только самым массовым военным самолетом в мировой истории, но и самолетом-рекордсменом по количеству потерянных машин. Ил-2, пожалуй, правильнее было бы называть не «летающим танком», а «летающим гробом», но это уже совсем другая история.

ЛТХ:

Модификация   И-207/3
Размах крыла, м   6.98
Длина, м   6.34
Высота, м   3.46
Площадь крыла, м2   18.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1521
  нормальная взлетная   1879
Тип двигателя   1 ПД М-63
Мощность, л.с.   1 х 1000
Максимальная скорость , км/ч   
  у земли   427
  на высоте   486
Крейсерская скорость , км/ч   405
Практическая дальность, км   640
Скороподъемность, м/мин   1087
Практический потолок, м   10200
Экипаж   1
Вооружение:   четыре 7.62-мм пулемета ШКАС
Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com/
http://www.airwar.ru/
15+

от admin