4+

Ровно за 10 лет до капитуляции Германии, 8 мая 1935 года, впервые поднялся в воздух прототип ударного самолета «Хеншель-123» — одной из самых удивительных боевых машин Второй мировой войны. Однако знают о ней немногие, поскольку она оказалась в тени гораздо более массовых и разрекламированных коллег и противников. «Хеншель-123» (сокращенно — Hs-123) создавался как легкий одноместный штурмовик и пикирующий бомбардировщик, способный нести до 450 кг боевой нагрузки на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых пилонах.

Благодаря прочной цельнометаллической конструкции он мог пикировать под углом до 80 градусов. Правда, бомбовой трапеции на нем не было, поэтому на пикировании он мог сбрасывать бомбы только с крыльевых держателей, а под фюзеляжем обычно вешали дополнительный топливный бак, повышавший дальность полета с двумя центнерами бомб с 480 до 860 км.

Стрелковое вооружение для штурмовика было довольно слабым: всего два синхронных пулемета винтовочного калибра. При этом важным достоинством машины считалось наличие радиосвязи, позволявшее пилотам работать по наводке с земли и координировать свои действия.

880-сильный мотор обеспечивал неплохие летные характеристики: скорость — 340 км/ч, скрорподъемность — 15 м/с, потолок — 9000 м. Однако прогресс авиации шел очень быстро и уже к концу 1930-х годов такие данные выглядели слабовато, да и бипланная схема воспринималась как замшелый анахронизм. Поэтому как только в Германии начался массовый выпуск более современных пикировщиков фирмы «Юнкерс» биплан Хеншеля сочли морально устаревшим и уже осенью 1938 года сняли с производства.

Всего было построено 229 серийных экземпляров Нs-123, то есть, совсем немного, даже по довоенным меркам. 14 из них продали китайцам, еще 16 — отправили в Испанию в составе легиона «Кондор», воевавшего на стороне франкистских мятежников. Там они и остались.

Таким образом, строевым частям Люфтваффе досталось менее 200 машин. Весной 1940 года, накануне гитлеровского блицкрига, большинство «Хеншелей» было выведено из боевого состава и распределено по летным школам. Лишь одну штурмовую авиагруппу II.Schl/LG.2, состоявшую из 45 машин, вооружили этим «старьем». А дальше началось самое интересное.

Во время французской кампании Нs-123 показал феноменально высокую боевую эффективность даже на фоне более новых скоростных бомбардировщиков. Его медлительность стала не минусом, а плюсом, позволяя пилотам тщательнее прицеливаться и точнее сбрасывать бомбы.

При этом небольшие размеры машины в сочетании с высокой маневренностью и очень выносливой конструкцией (недаром фирма «Хеншель» ранее специализировалась на паровозах) делали Нs-123 очень сложной мишенью как для зениток, так и для истребителей. Несмотря на полное отсутствие брони, потери «Хеншелей» как в абсолютном, так и в процентном отношении оказались самыми низкими из всех типов немецких бомбардировщиков!

В 1941 году «Хеншели» не менее успешно воевали в Югославии и Греции, но их «звездным часом» стала советско-германская война. По состоянию на 22 июня 1941 года в II.Schl/LG.2 оставалось всего 22 Hs-123, но они очень интенсивно воевали сперва на северном участке фронта, дойдя до Ленинграда, а потом — участвовали в битве за Москву.

За свою «ювелирную» работу самолет получил столь высокую оценку командования наземных войск, что весной 1942 года в Германии срочно собрали и отправили на фронт все «Хеншели», имевшиеся в летных школах.

Боле того, на свалках были найдены списанные машины, которые не успели отправить в переплавку. После восстановления их тоже бросили в бой. Благодаря этому количество «Хеншелей» на советско-германском фронте удалось довести до 50 штук и за счет ремонта поддерживать на этом уровне в течение долгого времени.

Hs-123 воевали под Сталинградом и на Курской дуге, причем — в условиях многократного численного превосходства советской авиации немцы применяли их как дневные штурмовики и пикирующие бомбардировщики. Похоже, что советских истребителей они не опасались.

В 1943 году командующий 4-м Воздушным флотом генерал-фельдмаршал Вольфрам фон Рихтхофен обратился к фирме «Хеншель» с официальной просьбой возобновить производство Hs-123, которые были нужны Люфтваффе «как воздух, как хлеб». Ну, или примерно так. Но фирма с сожалением ответила, что оснастка для их выпуска давно уничтожена, а производственные мощности полностью загружены изготовлением другой военной продукции.

В некоторых источниках сказано, что часть «Хеншелей» во фронтовых мастерских переоборудовали в «чистые» штурмовики путем снятия подкрыльевых бомбодержателей и подвески вместо них контейнеров со скорострельными 20-мм пушками MGFF. Это позволяло Hs-123 успешно бороться с легкобронированными целями. Но мне не удалось выяснить, сколько «Хеншелей» подверглось подобной переделке и ни одной фотографии такого самолета я не нашел.

Последним эпизодом боевого применения Hs-123 в качестве дневного ударного самолета стали бои в Северной Таврии и в Крыму весной 1944 года. Затем провоевавшие более пяти лет и вконец изношенные машины переклассифицировали в ночные бомбардировщики. В этом качестве «Хеншели» применялись до осени, когда из-за нехватки бензина их окончательно поставили «на прикол».

ЛТХ:
Модификация   Hs.123a-1
Размах крыла, м  
  верхнего   10.50
  нижнего   8.00
Длина, м   8.38
Высота, м   3.76
Площадь крыла, м2   24.85
Масса, кг  
  пустого самолета   1420
  нормальная взлетная   2175
  максимальная взлетная   2350
Тип двигателя   1 ПД BMW 132Dc
Мощность, л.с.   1 х 880
Максимальная скорость , км/ч   340
Крейсерская скорость , км/ч   315
Практическая дальность, км   815
Максимальная скороподъемность, м/мин   900
Практический потолок, м   9000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два направленных вперед 7,92-мм пулемета MG 17,
иногда две 20-мм пушки.
до 450 кг бомб (обычно 4х50 кг).

На заставке  Hs-123 во время войны в Испании. Там они за полтора года совершили сотни боевых вылетов, а республиканцам удалось сбить всего два таких самолета.

Автор: Вячеслав Кондратьев

Источники:

https://vikond65.livejournal.com

http://www.airwar.ru/

4+

от admin