Среди людей интересующихся военной техникой вряд ли можно найти человека не слышавшего про Джона Уолтера Кристи, американского конструктора, инженера и изобретателя. Чего только не было среди его разработок, но наибольшую известность ему принесли разработки в области бронетанковой техники.
По мнению Кристи, главным в танке он видел не бронезащиту и не мощное вооружение, а подвижность, в угоду которой можно было принести все. Разработанная им подвеска, впоследствии широко применявшаяся на советских танках серии БТ и Т-34, плюс мощный двигатель позволяли танкам его конструкции развивать невиданную для бронетехники скорость.
Но в 1932-м году Кристи превзошел сам себя, создав танк способный не просто быстро ездить, а буквально «летать». Испытания танка, проведенные в том же 1932-м году, полностью подтвердили его высокие “летные” характеристики. Для М1932 был выбран чрезвычайно мощный авиационный 12-цилиндровый V-образный двигатель Hispano-Suiza мощностью 750 л.с., что обеспечило удельную мощностью 150 л.с. на тонну веса. Запас топлива составлял 89 галлонов (337 литров). Трансмиссия танка была механической, с 4-скоростной (3 вперед и 1 назад) коробкой передач.
На колёсах М1932 показал скорость 120 миль в час (193 км/ч), а на гусеницах “всего” 60 миль в час (96,5 км/ч). Танк свободно перепрыгивал ров шириной больше 6 метров и мог преодолевать уклон в 45 градусов. Фантазия Кристи уже рисовала эскадрильи «летающих» танков, свободно преодолевающих линию фронта и громящих тылы противника. В журнале «Modern Mecanics and Envents“ достаточно подробно описывалось устройство таких машин и способ их доставки на территорию противника, а для наглядности прилагались красочные иллюстрации.
Помимо того, что Кристи заставил свой танк «летать» по земле, он предполагал сделать его по настоящему летающим. Помимо варианта подвески под фюзеляжем бомбардировщика Y1B-9 (который считался перспективным, но так и не был принят на вооружение USAC), одна из модификаций М1932 предусматривала монтаж бипланной коробки крыльев и привод на установленный на ней винт. Аналогичные варианты десантных танков в Советском Союзе были продолжены конструкторами Рафаэлянцем и Гроховским, однако лишь в 1941 году, под общим руководством О.К.Антонова такой проект был реализован в реальности — речь идёт, разумеется, о «летающем танке» А-40.
Тем не менее, американская армия к М1932 интереса не проявила. По мнению Департамента вооружений, Кристи просил слишком большую цену за свои машины. В итоге, опытный образец шасси был куплен Амторгом и доставлен в СССР для испытаний, где следы этой машины теряются.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОГО ТАНКА Christie M1932
БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6710
Ширина, мм 2130
Высота, мм 1720
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка и один-два 7,62-мм пулемета Browning
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12,7 мм; борт корпуса — 10 мм; корма корпуса — 10 мм; крыша — 6 мм; днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Hispano-Suiza HS12, 12-цилиндровый, мощностью 750 л.с., с водяным охлаждением
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 обрезиненных опорных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 96,5 км\ч (на гусеницах) 193 км\ч (на колесах)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 45°
Высота стенки, м 0,65
Глубина брода, м 0,50
Ширина рва, м 6,00
Источники:
«Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск \ АСТ.Москва. 1998 г.
Tanks!: Medium Tanks USA
http://aviarmor.net/
https://war-book.ru/
https://topwar.ru/