9+

По не совсем понятным причинам у многих любителей военной техники сложился стереотип об «отсталости» японской военной техники времен Второй мировой войны. Почему-то из виду совершенно упускается тот факт, что на начальном этапе Войны на Тихом океане, японская армия успешно громила армии США и Великобритании. Если армию США, на начальном этапе войны, и можно было бы назвать не самой опытной и сильной, то уж армию Великобритании сложно назвать таковой. Имея «отсталое» вооружение, японская армия, вряд ли могла бы рассчитывать хоть на какой либо успех в войне против таких противников.

Конечно же, в конце концов, Япония все же проиграла войну, но произошло это вовсе не из-за отсталости их оружия, а по причине колоссального экономического и промышленного превосходства США. Япония, по причине банальной нехватки ресурсов, просто не могла себе позволить, как США, строить тысячи и десятки тысяч самолетов, танков и кораблей. Если посмотреть на японскую военную технику времен Второй мировой то это было, пожалуй, самое лучшее из того, что можно было сделать имея такой тотальный дефицит стратегических ресурсов. И даже в таких тяжелейших условиях японцы умудрялись создавать такие самолеты как А6М «Зеро»(долгое время считавшимся лучшим в мире палубным истребителем) или J2M «Райдэн» о котором пойдет речь в этой статье.

Любопытное совпадение: ровно через 10 лет после первого полета «Пишутера», буквально день в день, 20 марта 1942 года, на противоположной стороне Тихого океана впервые поднялся в воздух другой перспективный истребитель — японский перехватчик Мицубиси J2M «Райдэн» («Гром»). Сраввивая эти машины, можно оценить впечатляющий прогресс боевой авиации за предвоенное десятилетие.

Прежде всего, бросается в глаза разница в аэродинамике. На «Райдэне» нет никаких расчалок, кабина — закрыта и вписана в обводы фюзеляжа, стойки шасси убираются в крыло и закрываются щитками, гораздо тщательнее закапотирован двигатель. Вместо простейшего кольцевого капота применен полностью закрывающий все элементы мотоустановки тоннельный капот, обеспечивающий минимально возможное при радиальном моторе аэродинамическое сопротивление.

Наиболее интересна в «Райдэне» форма фюзеляжа. Казалось бы — зачем он такой «пузатый»? В районе кабины его можно было бы сделать гораздо тоньше, соответственно, снизив массу конструкции и площадь миделя, напрямую влияющую на лобовое сопротивление. Однако главный конструктор «Райдэна» Дзиро Хорикоси знал, что делает. Он спроектировал фюзеляж по принципу «идеально обтекаемого тела», зная, что минимальным коэффициентом лобового сопротивления обладают вытянутые вдоль направления движения фигуры, у которых наибольшее поперечное сечение приходится примерно на середину длины. То есть, в данном случае — именно в районе кабины. Поэтому от пола кабины «Грома» до днища фюзеляжа — довольно много пустого пространства.

По этой же причине двигатель сильно сдвинут назад и соединен с винтом длинным валом, на который насажена крыльчатка вентилятора. Без принудительного охлаждения нормальная работа мотора в таких условиях была бы невозможна. Разумеется, на вращение вентилятора расходуется некоторая часть мощности, но эта потеря с лихвой компенсируется выигрышем в аэродинамике.

Посмотрим, к какому результату привели все эти ухищрения, для чего сравним «Райдэн» с его ровесником — советским истребителем Ла-5, появившимся на свет в том же марте 1942 года. На «Райдэне» первой серийной модификации J2M2 стоял 14-цилиндровый двухрядный звездообразный мотор «Мицубиси Касэй-23» взлетной мощностью 1340 л.с. и 1040 л.с. — на высоте 5 километров.

При этом максимальная скорость самолета составляла 596 км/ч, скороподъемность у земли — 970 метров в минуту, а рабочий потолок — 11680 метров. Включение системы водо-метанольного форсирования позволяло кратковременно повысить взлетную мощность мотора до 1800 л.с., а скорость самолета — до 660 км/ч, но этот режим мы оставим за скобками, поскольку на Ла-5 его не было.

Лавочкинский истребитель был оснащен мотором М-82, аналогичным «Касэю» (14-цилиндровая двухрядная «звезда»), но гораздо более мощным. На взлетном режиме он развивал 1700 л.с, а на высоте — 1330. При этом максимальная скорость Ла-5 составляла 580 км/ч, скороподъемность — 833 метра в минуту, а потолок — всего лишь 9500 метров.

Таким образом, Ла-5, значительно превосходя «японца» мощностью силовой установки, столь же значительно проигрывал ему во всех летных характеристиках. К этому можно добавить, что «Райдэн» был намного тяжелее Ла-5, поскольку он нес более мощное вооружение (две пушки и два пулемета против двух пушек на Ла-5) и больший запас топлива. Взлетная масса Ла-5 составляла 3230 кг, а «Райдэна» —  3650. И тем не менее…

Кстати, в использовании принципа «идеально обтекаемого тела» Хорикоси не был первопроходцем. Ранее по тому же принципу были спроектированы фюзеляжи американских истребителей Брюстер «Буффало» и Грумман «Уайлдкэт», по поводу которых многие»эксперты» тоже удивлялись и даже хихикали — а чего это их так раздули в талии? Но ничего смешного в этих машинах нет, а есть лишь продуманный инженерный расчет.

Однако надо заметить, что у Ла-5, все же, было одно неоспоримое и подавляющее превосходство перед «Райдэном». «Лавочкиных» за годы войны сумели «настрогать» в общем счете 9920 штук, а «Райдэнов»- всего-навсего 671, включая прототипы. То есть, в 15 раз меньше.

ЛТХ:

Характеристики ТТЗ № 14
(J2M1)
Гром-1
(J2M2)
Гром-2
(J2M3)
Гром-3
(J2M4)
3-2
(J2M4)
3-2
(J2M5)
3-1
(J2M6)
Выпуск 1942 г. 1944 г. 1945 г.
Технические
Длина 9,9 м 9,7 м 10, 2 м 9,7 м
Высота 3,8 м 3,9 м 4 м 3,9 м
Размах
(площадь)
крыла
10,8 м
(20 м²)
Нагрузка на крыло 143 кг/м² 160 кг/м² 172 кг/м² 197 кг/м² 175 кг/м² 174 кг/м²
Масса пустого
(взлётная)
2, 2т 2,3 т
(3,7 т)
2,5 т
(4 т)
2,6 т
(3,9 т)
2,8 т
(4,2 т)
2,5 т
(3,5 т)
2,9 т
(4 т)
Двигатель 1 ПД Мицубиси MK4 «Касей»-23
Модификация 1-3 2-3 2-3-Хэй 2-6 2-3
Объем 42 л
Взлётная
мощность
1,5 тыс. л. с. 1,34 тыс. л. с. 1,8 тыс. л. с.
Запас топлива 710 л 420 л 570 л
Летные
Скорость
(на 6 км)
580 км/ч 610 км/ч 580 км/ч 610 км/ч 590 км/ч
Дальность 1 тыс. км 1,1 тыс. км 550 км 1 тыс. км
Потолок 11 км 11,7 км 11,5 км 11,5 км 11,3 км 11,5 км
Вооружение
Стрелковое пара АП-99
пара АП-97
4 ед. АП-99 6 ед. АП-99 4 ед. АП-99
Подвесное пара ОФАБ-30 пара ОФАБ-60
Автор:Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com/
http://www.airwar.ru/
http://aviadejavu.ru/
https://ru.wikipedia.org/
Андрей Фирсов. Авиация Японии
Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War
Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне
FAotW. Navy Interceptor «Raiden»
ATL. Tadeusz Januszewski. Mitsubishi J2M Raiden (Jack)
Stratus. Robert Peczkowski. Mitsubishi J2M Raiden
The Maru Mechanic. Navy Interceptor «Raiden»
Burin-Do. Japanese Military aircraft illustrated
The Xplane of Imperial Army & Navy 1924-45
9+

от admin