6+

85 лет назад, 15 октября 1936 года, впервые поднялся в воздух прототип японского истребителя «Накадзима» Ки-27. А в мае 1939 года, на Халхин-Голе, эти машины впервые вступили в бой с советскими истребителями. Несмотря на то, что с момента появления Ки-27 прошло уже два с половиной года, а с момента его принятия на вооружение и запуска в серийное производство – полтора, для советских летчиков он оказался полной неожиданностью.

В СССР никто не знал о существовании этой машины, а участники боев поначалу принимали ее за более старый истребитель «Мицубиси» А5М образца 1935 года, с которым советские ихтамнеты(«добровольцы») ранее дрались в Китае. Но, несмотря на внешнее сходство, Ки-27 был гораздо совершеннее, чем А5М, значительно превосходя его в скорости, скороподъемности и высотности. Это превосходство, помноженное на мастерство японских летчиков, играло решающую роль почти на всем протяжении халхингольского конфликта.

Бипланы И-15бис проявили в боях против Ки-27 абсолютную неэффективность, да и пилотам И-16 японская новинка поначалу оказалась не по зубам. В результате за несколько последних дней мая 1939 года советские ВВС потеряли 16 истребителей, в том числе – 12 «бисов» и 4 И-16, а японцы – всего один. В июне бои стали более масштабными, но соотношение потерь оставалось для Советов безрадостным, хотя и не столь катастрофичным, как в предыдущем месяце: сбито 45 советских истребителей (19 «ишаков» и 26 «бисов») и 14 японских.

В июле, по мере наращивания численного превосходства советской авиагруппировки и появления на фронте новых типов истребителей (И-153 и И-16 тип 18 с мотором М-62), положение начало выправляться. Однако перелом наступил только в середине августа, когда у Халхин-Гола было сосредоточено 376 советских истребителей различных типов против примерно сотни японских. В воздушных сражениях третьей декады месяца японцы выдохлись, а их потери впервые превысили советские. Та же картина сохранилась и в сентябре, когда японцам удалось сбить 14 истребителей, а Советам – 23 истребителя и бомбардировщик.

В целом же, за четыре месяца военных действий советские ВВС потеряли в боевой обстановке 56 И-15бис, 90 И-16 (из них 12 пушечных) и 16 И-153, то есть, всего 162 истребителя. У японцев было сбито 62 Ки-27 и пять истребителей-бипланов Ки-10. Еще 34 Ки-27 им пришлось списать из-за боевых повреждений. Подавляющее большинство этих потерь приходится на воздушные бои истребителей друг против друга, так как число самолетов, сбитых зенитками и стрелками бомбардировщиков, либо уничтоженных на земле было весьма незначительным. Помимо этого, советские истребители сбили около 40 японских разведчиков и бомбардировщиков различных типов, а японские – примерно столько же советских бомбардировщиков СБ.

Таким образом, «внезапный» Ки-27 оказался для советских летчиков очень неприятным сюрпризом и грозным противником, одолеть которого удалось лишь благодаря созданию многократного численного перевеса. Халхин-Гол стал звездным часом этой машины. Хотя она применялась еще несколько лет в Китае, Индокитае, на Филиппинах и в голландской Ост-Индии, ей больше нигде не удавалось достичь столь громких успехов.

Автор: Вячеслав Кондратьев

Источник:https://vikond65.livejournal.com

6+

от admin