4+

55 лет назад, 10 февраля 1967 года впервые взлетел «Дорнье» Do.31 — первый и единственный в мире транспортно-пассажирский самолет вертикального взлета и посадки. Одновременно это была последняя попытка компании Дорнье удивить мир и создать нечто оригинальное, не имеющее аналогов и открывающее новые горизонты.

Однако, к сожалению, Do.31 прорывом не стал, несмотря на то что машина, построенная в трех экземплярах, летала вполне удачно, полностью соответствовала заданным характеристикам и установила несколько рекордов. Она разрабатывалась по техзаданию, выданному Бундесвером еще в 1960 году на военно-транспортный самолет средней дальности, не нуждающийся в аэродромах.

Для этого его основные маршевые двигатели имели поворотные сопла (разработанные совместно с британской фирмой «Хаукер» и являвшиеся модификацией двигателя использовавшегося на многоцелевом самолете вертикального взлета и посадки «Harrier»), а на концах крыла были вертикально укреплены в обтекателях аж восемь подъемных турбореактивных двигателей, включавшихся только на взлете и посадке. Все остальное время полета они представляли собой «мертвый груз», что было, прямо скажем, не очень рационально.

Тем не менее, на маршевых двигателях Do.31 самолет развивал вполне приличную для транспортника крейсерскую скорость 650 км/ч. Запаса горючего хватало на 1800 километров, а рабочий потолок достигал 10700 метров. Впрочем, из-за отсутствия герметичного грузопассажирского отсека летать на такой высоте можно было только с грузом. В пассажирском варианте в отсеке размещались до 36 солдат, а в санитарном — 24 раненых на носилках.

Но ни один из этих вариантов не применялся на практике. Уже в 1970 году командование Бундесвера сделало  выбор в пользу тяжелых транспортных вертолетов и прекратило финансирование проекта, на который уже было израсходовано 300 миллионов марок. Ставка фирмы «Дорнье» на экспорт тоже не оправдалась, так как ни одного иностранного заказа на уникальный аппарат не последовало. Оба летных прототипа (третий был разрушен при наземных статических испытаниях) стали музейными экспонатами.

Летно-технические характеристики Dornier Do.31:
Габаритные размеры: длина – 20,88 м, высота – 8,53 м, размах крыла – 18,06 м, площадь крыла – 57 м2.
Масса пустого – 22 453 кг.
Нормальная взлетная масса – 27 442 кг.
Силовая установка: 8 подъемных турбореактивных двигателей Rolls Royce RB162-4D, тяга взлетная – 8х1996 кгс; 2 подъемно-маршевых турбовентиляторных двигателя Rolls Royce Pegasus BE.53/2, тяга 2х7031 кгс.
Максимальная скорость – 730 км/ч.
Крейсерская скорость – 650 км/ч.
Практическая дальность – 1800 км.
Практический потолок – 10 515 м.
Вместимость – до 36 солдат со снаряжением или 24 раненых на носилках.
Экипаж – 2 человека.

Автор: Вячеслав Кондратьев
Источник:https://vikond65.livejournal.com
4+

от admin