10+

80 лет назад, 27 февраля 1941 года, начались государственные испытания самолета Ил-2. Интересно, что постановление о его запуске в серийное производство было издано еще 14 декабря 1940 года, а ф феврале 1941-го воронежский авиазавод №18 выдал первые серийные экземпляры. Недостатки, выявленные в ходе испытаний, планировалось устранять непосредственно в ходе серийного выпуска.

СССР бешеными темпами готовился к «хорошей войне», как ее назвал товарищ Шахов из тогдашнего пропагандистского фильма «Великий гражданин». Однако ставка на Ил-2, сделанная накануне этой «хорошей войны», на мой взгляд, оказалась ошибочной. В реальной войне Ил-2 проявил себя как малоэффективная боевая машина, а штурмовые авиаполки, вооруженные этими самолетами, несли огромные и неоправданные потери.

Пожалуй, не будет преувеличением заявление, что ресурсы, затраченные на производство, обслуживание и ремонт десятков тысяч «Илов», а также — на подготовку и содержание их экипажей, намного превосходили тот урон, который эти самолеты нанесли противнику в ходе боевых действий. Таким образом, Ил-2 фактически принес больше пользы Германии и ее союзникам, чем Советскому Союзу. Однако при этом он был самым массовым боевым самолетом не только в СССР, но и во всех странах — участницах Второй мировой войны.

Концепция Ил-2 была изначально устаревшей, поскольку его броневая защита рассчитывалась на противодействие пулям стрелкового оружия, калибром максимум до 12,7 мм, а к тому моменту, когда самолет приняли на вооружение и запустили в серийное производство, все германские истребители уже оснащались пушками. И фронтовая ПВО Германии основывалась уже не на пулеметах, а на 20-миллиметровых скорострельных зенитных пушках, от которых противопульная броня «Илов» не спасала.

Но при этом восемь центнеров броневой стали (почти столько же весил мотор!), которые приходилось носить штурмовику, значительно снижали его летные характеристики, делая самолет удобной мишенью как для зенитчиков, так и для истребителей. Она же ограничивала бомбовую нагрузку, а следовательно — боевую эффективность. Фактически от бронекорпуса Ил-2 было больше вреда, чем пользы.

Недостатки «летающего танка» можно перечислять и описывать еще долго, однако, об этом и так уже написано не мало. Замечу лишь, что популярность этой машины у советского военно-политического руководства (вспомним знаменитую фразу Сталина «Ил-2 нужен фронту как воздух, как хлеб!»), абсолютно неадекватная ее реальной боевой ценности, основывалась исключительно на самообмане и вере в фальшивые рапорты, согласно которым «Илы» десятками жгли вражеские танки, а немецкие солдаты, едва их увидев, в панике разбегались, истошно вопя «Шварце тод!!!» Это один из трагических парадоксов системы, установившейся в России в 1917 году, когда желаемое так часто выдавали за действительное, что со временем, сами начинали верить в собственные фантазии. Хотя, возможно, что этот парадокс в России существовал всегда.

На самом деле эти бравурные отчеты были очень далеки от реальности, но в них хотелось верить, поэтому в них верили. И в результате, ущербный самолет, более опасный для собственных пилотов, чем для противника, продолжали штамповать в огромных количествах вплоть до конца войны на радость немецким асам, которые за счет «русиш цементбомберов» быстро наращивали свои боевые счета.

Автор: Вячеслав Кондратьев

Источник: https://vikond65.livejournal.com
10+

от admin