19+

Наверняка все в курсе, что надводные суда, корабли и прочие плавсредства обязательно оборудуются якорями. Они расположены в носовой(иногда и в кормовой) части, и при необходимости закрепить судно на месте производится постановка на якорь.

Однако, глядя на современную подводную лодку заметить привычные нашему глазу якоря вряд ли не получится, на её гладком, сигарообразном «теле» нет даже намека на якоря, которые явно портили бы обтекаемую форму корпуса. Может сложится впечатление, что на на подводных лодках и вовсе нет якорей, а так ли это на самом деле мы с вами сейчас выясним.

Так вот, как и у всех мало-мальски серьёзных плавсредств, у подводных лодок тоже есть якоря. Только выглядят они немного иначе. Что из себя представляет классический якорь надводного судна — знают практически все.

А вот у подводных лодок якорь выглядит совсем по другому. Обычно он имеет грибовидную форму. И такая форма обусловлена тем, что в поднятом положении поверхность так называемой «шляпки» якоря продолжала форму корпуса субмарины. И нужно это для сохранения гладкой, обтекаемой формы корпуса.

Но если с танкерами, контейнеровозами, сухогрузами и авианосцами всё понятно — им нужно иногда вставать на якорь в условии океанских течений, ветра и волнения для экономии энергоресурсов судна. Согласитесь, что гораздо проще зацепиться якорем за дно, если длины цепи хватает, чем бороться гребными винтами с течением ради того, чтобы оставаться на месте.

Но зачем подводным лодкам якоря?

Оказывается, на разных глубинах тоже есть свои течения. И если поставленная задача требует оставаться в заданном квадрате акватории на нужной глубине, то там тоже может быть своё подводное течение(иногда довольно таки сильное), которое легко унесёт субмарину. И чтобы не расходовать энергоресурсы либо же сохранять режим полной тишины, подводная лодка становится на якорь.

И как показала практика, грибовидный якорь, или же якорь-зонт, отлично справляется с этой задачей, удерживая огромную субмарину на месте.

Вес якоря, а также якорного троса, или же цепи, не сильно влияют на удерживающую способность. На неё влияет только способность якоря к самозакапыванию в дно при движении подводной лодки.

Снимается лодка с якоря путём продувки балласта той части, куда крепится якорь. Из-за выталкивающей силы лодка буквально вырывает якорь-зонтик из дна. Якорь рассчитан таким образом, что при вертикальном усилии он практически не держится за дно, но зато эффективно противостоит горизонтальным нагрузкам подводных течений.

Однако справедливости ради нужно отметить, что не у всех подводных лодок якоря грибовидной формы. У некоторых они имеют довольно причудливые очертания, но тем не менее, форма якоря субмарин так или иначе вписана в корпус подводной лодки для сохранения обтекаемости. Также некоторые считают, что якоря субмарин удерживаются тросами, а не цепями. И это тоже не всегда так, потому что встречаются и цепные, и тросовые системы сброса — подъёма якорей.

И чтобы обзор получился полным, нужно обязательно упомянуть о так называемых старых подводных лодках. Так вот их якоря не рассчитывались с точки зрения гидродинамики. Их даже не пытались вписать в форму лёгкого корпуса, а просто вывешивали классический якорь хорошо знакомой всем формы из отверстия для сброса. Он там находился всё время, создавал завихрения и турбулентнось в режиме хода под водой.

19+

от admin