9+

80 лет назад, 6 июля 1942 года, впервые поднялся в воздух истребитель Як-7ДИ — вариант истребителя Як-7 с металлическими лонжеронами крыла (все остальные элементы каркаса и обшивка делались из дерева), а также — с двумя дополнительными крыльевыми бензобаками. Вряд ли разработчики и испытатели этой машины предполагали, что вскоре она станет самым распространенным советским истребителем Второй мировой войны, да и вообще — самым массовым истребителем за всю историю советской авиации.

Як-7ДИ пошел в серию под обозначением Як-9. Он выпускался в течение трех лет на трех авиазаводах, а общий объем производства составил 16769 экземпляров. К середине 1944 года истребителей Як-9 (включая модификации Як-9Т, Як-9Д и Як-9ДД) на советско-германском фронте было больше, чем всех остальных советских истребителей, вместе взятых!

При этом нельзя сказать, что самолет обладал какими-то особо выдающимися характеристиками (см. график), а его вооружение было откровенно слабым — всего одна 20-миллиметровая пушка и один крупнокалиберный пулемет. Боевая живучесть и эксплуатационная долговечность конструкции тоже оставляли желать лучшего. Чтобы нанести «девятке» фатальные повреждения обычно хватало всего двух-трех попаданий из немецкой авиапушки в любую часть самолета, а порой — даже одного.

Однако Як-9 оптимально подходил для советских условий производства и для основной массы советских пилотов с невысоким уровнем летной подготовки, которые ценили его за легкость и простоту пилотирования. Ведь это был прямой наследник двухместного учебного самолета Як-7, переделанного в одноместный. Я не припомню другого подобного случая в истории мировой авиации, когда столь массовая боевая машина создавалась бы на базе «летающего тренажера». Однако для тогдашних советских ВВС это было именно то, что нужно.

Ну а потери воспринимались как должное и с лихвой компенсировались непрерывной «штамповкой» самолетов и пилотов для них. К тому же, абсолютное большинство советских людей об этих потерях просто не знало, поскольку в сводках Совинформбюро они всегда занижались, а вражеские — наоборот — завышались.

Впрочем, надо заметить, что, несмотря на массовость «девятки», никто из пятерки наиболее выдающихся советских асов на ней не воевал. А из десятки лучших только двое — Арсений Ворожейкин и Александр Колдунов (шестое и девятое место в вписке) некоторое время летали на этой машине, но Ворожейкин не одержал на ней ни одной воздушной победы.

ЛТХ:

Размах крыла, м   9.74
Длина, м   8.50
Высота, м   3.00
Площадь крыла, м2   17.15
Масса, кг  
  пустого самолета   2277
  нормальная взлетная   2873
Тип двигателя   1 ПД Климов ВК-105ПФ
Мощность, л.с.   1 х 1180
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   520
  на высоте   599
Практическая дальность, км   875
Скороподъемность, м/мин   820
Практический потолок, м   11100
Экипаж   1
Вооружение:   одна 20-мм моторпушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и один (левый) синхроний 12.7-мм пулемет УБС с боезапасом 200 патронов

 

Автор: Вячеслав Кондратьев

Источники:

https://vikond65.livejournal.com/

http://www.airwar.ru/

9+

от admin