0

Сейчас мы расскажем вам об инструменте, который обладает великолепным звучанием и древней историей. Уникальность калимбы заключается в том, что это одновременно и ритуальный инструмент некоторых африканских народов, который используется для проведения обрядов и церемоний по сей день, и один из немногих музыкальных инструментов, который прост в освоении и не требует никакой специальной подготовки для игры. Позанимавшись всего пару часов, вы запросто сможете сочинить какую-нибудь простую и весьма приятную мелодию.

Калимба классифицируется как ламеллафон из семейства язычковых щипковых идиофонов и известна также под следующими названиями: малимба, лукембу, мбира, цанца, лала или ручное пианино. Инструмент, как правило, состоит из двух основных частей:

  • корпус;
  • пластинки-язычки.

Корпус калимбы может быть плоским или резонаторным и иметь самую причудливую форму. Изготавливают его из различных видов древесины или других более экзотических материалов, среди которых черепаший панцирь, тыква или кокос. Для извлечения звука предусмотрены пластинки-язычки, которые чаще всего делают из металла, однако можно встретить версии инструментов с язычками из дерева или бамбука. Как правило, низкие ноты находятся на центральных язычках, а более высокие ноты располагаются справа и слева. Калимбы могут отличаться звукорядом и тональностью в зависимости от количества и длины установленных язычков, но в наших широтах наибольшее распространение получили инструменты с тональностью До-мажор.

История инструмента

Калимба, или как она была известна ранее – мбира, по разным данным в своем первоначальном виде была придумана дважды с разницей в несколько тысяч лет и оба раза в африканских странах: в первый раз около 3000 лет назад на западном побережье Африки и второй раз в долине реки Замбези примерно 1300 лет назад. Изначально язычки инструмента изготавливались из бамбука или дерева, однако спустя некоторое время их начали делать из металла. Мбира путешествовала по всему африканскому континенту, став традиционным инструментом народов Шона из Зимбабве, где их использовали на важных ритуальных мероприятия (свадьбы, похороны и др.). В зависимости от региона существовало множество вариаций инструмента с тысячами различных форм корпуса, звукорядов и вариантов расположения пластинок на корпусе, однако уже тогда был сформирован базовый внешний вид и звучание, которые знакомы многим под названием калимба.

В традиционном для сегодняшнего дня виде инструмент появился в 1950-х годах благодаря Хью Трэйси, который организовал компанию International Library of African Music и начал производить и реализовывать калимбы на европейском и американском рынках. Хью был очарован великолепным и сказочным звучанием, а также простотой освоения калимбы, ведь для игры на этом инструменте не обязательно обладать особыми навыками и зачастую не нем исполняют музыку, просто положившись на собственную интуицию.

Наибольшую популярность калимба обрела после того, как в 80-х годах Томас Мапфумо (Thomas Mapfumo) начал использовать ее для аранжировок вместе с современными музыкальными инструментами, такими как электрогитара, бас-гитара, валторна и ударная установка. Широкую известность в Соединенных Штатах Америки калимба получила благодаря Думисани Марэру (Dumisani Maraire), Эфату Муджуру (Ephat Mujuru) и Клэр Джонс (Claire Jones), которые занимались популяризацией этого инструмента посредством проведения специализированных мероприятий по обучению и через фестиваль народной музыки Зимбабве.

Особенности звучания и специфика игры на калимбе

Калимбы небольших размеров обладают ярким и сказочным звучанием, которое отдаленно напоминает звук музыкальных шкатулок, а при большем размере инструмент звучит более объемно и насыщенно. На звучание также влияет строй инструмента и звукоряд, который зависит от количества установленных пластинок. Сегодня можно встретить калимбы со съемными язычками, что позволяет самостоятельно изменять звукоряд инструмента в соответствии с личными запросами. В Европе и США наибольшее распространение получили калимбы в тональностях До-мажор (C) и Соль-мажор (G). Благодаря стандартизации строя они смогли стать более популярными среди профессиональных музыкантов. В традиционных африканских инструментах по-прежнему используется индивидуальная настройка, которая не соответствует равномерно-темперированному строю, что придает звучанию еще больше уникальности, однако делает игру на инструменте более сложной.

Конструкция калимбы позволяет играть стоя, сидя и даже на ходу: для этого необходимо уверенно зажать инструмент согнутыми ладонями под прямым углом по боковым граням, таким образом больше пальцы ваших рук будут находиться над язычками. Также можно играть при помощи больших и указательных пальцев, зафиксировав калибму на горизонтальной поверхности или положив на колени. Язычки на калимбах расположены максимально удобно для игры: в центре с самым низким тоном, а по бокам — с более высоким. Особенностью этого музыкального инструмента является настройка язычков. Они настроены таким образом, что каждый язычок отличаются друг от друга не на пол тона, как соседние ноты на клавиатуре фортепиано, а на терцию, что позволяет очень легко и просто играть трезвучия и септаккорды. Такое размещение язычков весьма практично и позволяет удобно исполнять мелодию в верхней октаве и гармонию в нижней.

Автор: Сергей Главда

Источник:https://musicmarket.by/

0

от admin