6+

105 лет назад, 3 января 1917 года (по другим данным, 10 января) впервые поднялся в воздух «Авиатик» D.I — первый истребитель, разработанный и принятый на вооружение в Австро-Венгерской империи. Самолет был спроектирован инженером из Германии Юлиусом фон Бергом, поэтому его название нередко пишут как «Авиатик-Берг».

Машина была оснащена довольно мощным, по тем временам, шестицилиндровым мотором «Австро-Даймлер», развивавшим 185 лошадиных сил, что обеспечило ей высокие летные характеристики. Однако вскоре прототип потерпел катастрофу из-за разрушения крыла от перегрузок при маневрировании. Конструкцию пришлось срочно усиливать, и это задержало запуск самолета в серию. Тем не менее, 3 мая был облетан первый серийный экземпляр, а уже с 15 мая новые истребители начали поступать на фронт.

Строевые пилоты высоко оценили их скорость, маневренность и скороподъемность. Серьезные нарекания вызывало только вооружение состояшее из одного несинхронного пулемета «Шварцлозе», установленного перед кабиной под углом вверх для стрельбы поверх винта. Вести из него прицельный огонь было очень сложно из-за несовпадения линии полета с линией прицеливания.

Тем не менее, с таким ущербным вооружением построили 160 экземпляров истребителя и лишь в январе 1918 года появилась новая модификация, вооруженная двумя курсовыми синхронными пулеметами. Боевая ценность машины сразу резко возросла, а еще больше она повысилась, когда в июле того же года была разработана модификация с форсированным 225-сильным мотором. «Авиатик» с этим движком, развивавший скорость 200 км/ч, стал одним из самых быстрых истребителей Первой мировой войны.

Но на фронт он попал только в сентябре, когда скорое поражение австро-германской коалиции уже ни у кого не вызывало сомнений. Всего до конца войны было заказано 990 «Авиатиков», из которых успели построить 677. Почти все они воевали на итало-австрийском фронте. В частности, на нем несколько месяцев сражался и одержал не менее пяти побед выдающийся австрийский ас Франк Линке-Кроуфорд. И на нем же он погиб в воздушном бою 30 июля 1918 года.

«Авиатик-Берг» поздних серий отличался не только высокими летными качествами, но и едва ли не самой оригинальной боевой раскраской среди истребителей Первой мировой войны, да и вообще — во всей истории военной авиации. Все поверхности этих машин разрисовывали равносторонними шестиугольниками ярких и контрастных цветов, как это хорошо видно на заглавном фото. Австрийцы считали, что такая «клоунская» расцветка должна сбивать с толку вражеских пилотов и мешать им прицеливаться.

Справедливости ради надо заметить, что немцы в конце Первой мировой тоже увлекались камуфляжем типа «Арлекин» и обтягивали свои самолеты пятнистой камуфляжной тканью типа «лозенг», но она, все же, была гораздо менее «кислотной», чем австрийские шестигранники. Подобный камуфляж относительно неплохо работал на флоте, но в авиации его эффективность была довольно спорной и после Первой мировой войны, камуфляж типа «Арлекин» широкого распространения не получил.

ЛТХ:

Модификация   Aviatik D.I (серия 138)
Размах крыла, м   8.00
Длина, м   6.95
Высота, м   2.48
Площадь крыла, м2   21.80
Масса, кг  
  пустого самолета   610
  нормальная взлетная   852
Тип двигателя   1 ПД Austro-Daimler
Мощность, л.с.   1 х 200
Максимальная скорость , км/ч   185
Крейсерская скорость , км/ч   167
Продолжительность полета, ч.мин   2.30
Cкороподъемность, м/мин   435
Практический потолок, м   6100
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два передних 8-мм пулемета Schwarzlose

Автор: Вячеслав Кондратьев

Источники:

https://vikond65.livejournal.com/

http://www.airwar.ru/

6+

от admin