2+
Создание лёгкого танка AMX ELC 90 для десантных подразделений французской армии в какой-то степени отражало стремление послевоенной Франции вернуться в клуб великих держав. Огромная колониальная империя Четвёртой республики трещала по швам, поэтому создание высокомобильных и хорошо вооружённых авиадесантных частей для французской армии было вопросом весьма насущным. Что же помешало танку, прозванному игроками в World of Tanks «ёлкой», пойти в серию?

Первая попытка создать авиадесантный танк была предпринята французами сразу после войны. В ноябре 1946 года на свет появился проект 12-тонного танка, который предполагалось вооружить 75-мм пушкой. Авиадесантного танка в итоге не получилось, но дальнейшая эволюция машины привела к появлению AMX 13 — первого по-настоящему массового французского танка послевоенной постройки, чья служба в отдельных странах продолжается до сих пор.

В следующий раз вопросом создания авиадесантного танка французы озаботились спустя почти 10 лет. В 1954 году была запущена программа Engin Léger de Combat (лёгкая боевая машина), предполагавшая создание лёгкого танка боевой массы 6-тонного класса. Речь на этот раз шла скорее не о танке, а об истребителе танков. Программу ELC запустили на конкурсной основе. В борьбу включились две фирмы — Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux (AMX), входящая в концерн DEFA (позже GIAT, ныне Nexter), и Brunon-Vallette (EVEN) из Рив-де-Жье (небольшой город к юго-западу от Лиона). Обе фирмы создали весьма неординарные машины, история которых достойна отдельных статей.

В качестве основы для ELC инженеры AMX использовали транспортёр Hotchkiss CC-2. В этом смысле машина является родственником немецкого разведывательного танка Spähpanzer SP 1C, созданного на той же базе. Изначальный проект AMX, имевший обозначение Chenillette 4–120SR, предполагал создание крайне неординарного аппарата, по концепции схожего с американским истребителем танков M50 Ontos. Представленный в марте 1954 года, он предполагал двухместную боевую машину, вооружённую четырьмя 120-мм безоткатными орудиями. Дальше бумаги у конструкторов AMX эта идея не пошла (в отличие от EVEN, такую машину построившую).

В июле 1954 года была представлен ещё один проект — Chenillette 6–105SR. Машину серьёзно перекомпоновали, а в качестве вооружения предложили шесть 105-мм безоткатных орудий. В обоих проектах механик-водитель находился спереди, башне обеспечивалось круговое вращение. Дальше бумаги и эта версия не пошла.

Герой этой статьи впервые появился на бумаге 27 апреля 1954 года. Проект, изначально названный Chenillette biplace avec casemate tournante de 90 (2-местная танкетка с 90-мм пушкой, установленной в казематной башне), предполагал размещение обоих членов экипажа в башне, а двигатель разместили в носовой части, что позволило сделать боевую машину компактной.

Но с другой стороны, именно такое размещение создавало массу проблем. Круговое вращение башни обеспечивалось только при условии, что машина не двигалась. Вращать башней во время движения толком было нельзя, поскольку механик-водитель при этом терял обзор и доступ к органам управления. Проблему пытались решить: в декабре 1954 года появился проект размещения механика-водителя в рубке справа по ходу движения. Ради этого двигатель с трансмиссией пришлось переносить назад, а башню смещать вперёд.

Кстати, ездить в рубке предполагалось только в боевом положении — в походном режиме водитель всё равно ездил в башне. Впрочем, условия размещения в боевом положении оказались настолько бесчеловечными, что от такой схемы в AMX отказались и вернулись к двухместной башне. Интересно, что инженеры EVEN разместить подобным образом механика-водителя всё же смогли.

На испытания первый прототип AMX ELC 90 вышел в 1955 году. Вместо истребителя танков у французов получился весьма специфичный, но всё же танк. Машина получила 90-мм пушку D915, размещавшуюся в двухместной башне TC 910 разработки FAHM (Forges et Aciéries de la Marine et d’Homécourt, более известна как Saint-Chamond).

От первого прототипа машина заметно отличалась. На башне появились дымовые гранатомёты. Переработке подверглись приборы наблюдения, была изменена и конструкция орудийной маски. Изменились надмоторная плита и лобовой лист корпуса, серьёзной переделке подверглись надгусеничные полки и находящиеся на ней элементы. Число опорных катков выросло до пяти.

Испытания продолжались до 1961 года, когда программу Engin Léger de Combat закрыли. Специализированного авиадесантного танка французская армия так и не дождалась, хотя AMX ELC 90 bis был далеко не самой плохой машиной. Безусловно, недостатков у него хватало. Особенно это касается манёвренности огня и удобства вождения. Но для специфичных задач он вполне подходил. В конце концов, гораздо более нелепый по концепции M50 Ontos не только производился серийно, но даже повоевал.

До наших дней дожили оба прототипа AMX ELC 90. Судьба первого из них, правда, под вопросом. В последний раз его видели на поросшей лесом площадке танкового музея в Сомюре в середине 80-х годов. Где он сейчас — неизвестно. Скорее всего, всё там же, но подтверждающих фотографий нет. Что же касается AMX ELC 90 bis, то ему повезло гораздо больше. Он является одним из центральных экспонатов зала, посвящённого неординарным послевоенным разработкам.

ТТХ:

БОЕВАЯ МАССА: 6,7 т

КОМПОНОВКА: Моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое и отделение управления в башне

ЭКИПАЖ: 2 человека

ГОДЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ: 1957 — 1961 гг.

ОСНОВНЫЕ ОПЕРАТОРЫ:

ДЛИНА КОРПУСА: 5 000 мм

ШИРИНА КОРПУСА: 2 250 мм

ВЫСОТА: 1 600 мм

ТИП БРОНИ: Противопульная

КАЛИБР И МАРКА ПУШКИ: 90-мм D915

ТИП ПУШКИ: Нарезная

БОЕКОМПЛЕКТ ПУШКИ: 36 выстр.

ДРУГОЕ ВООРУЖЕНИЕ: Дымовые гранатомёты

ТИП ДВИГАТЕЛЯ: Бензиновый SOFAM, мощностью 170 л.с.

СКОРОСТЬ ПО ШОССЕ: 80 км/ч

ТИП ПОДВЕСКИ: Индивидуальная, торсионная

Источники:

https://zen.yandex.ru/worldoftanks.ru

https://warriors.fandom.com/ru/wiki/AMX_ELC_bis

 

2+

от admin