Зачем танку треугольные колеса

1+

В 30-х годах в Советском Союзе происходило бесчисленное множество технических исследований и экспериментов, призванных выяснить эффективность того, или иного изобретения штатных инженеров и энтузиастов в сфере военной техники. Ранее, мы уже рассматривали некоторые интересные образцы бронемашин того периода, например, тот же «танк преодоления препятствий» (ТПП-2), который, по идее авторов, должен был уметь прыгать через заграждения и рвы при помощи специальных колес-эксцентриков. В данной статье мы также затронем одно интересное опытное изобретение под названием «Танковые треугольники», или «Система Стражиц», выясним для чего предназначалась и каким образом оно функционировало.

Источником для написания материала послужили документы из архива РГВА, в которых описывается один испытательный день этого устройства. Т-26 был в 30-е годы, наверное, самым испытываемым танком, что только с ним не делали. И вот, 7 апреля 1934 года на полигоне НИАБП испытывалось новое устройство, снова на базе танка Т-26. Необычное приспособление состояло из двух больших полых металлических треугольных колеса, которые крепились на рамной тележке с поворотным креплением к корпусу танка по бортам. Устройство получило название «Система Стражиц» и предназначалось для того, что бы позволить танку преодолеть вертикальную стену большой высоты.

Согласно ТТХ танка Т-26, он мог, без дополнительных приспособлений, преодолеть вертикальную стенку высотой 75 сантиметров. Предполагалось, что с описываемым устройством танк преодолеет вертикальную стенку высотой 1,5 метра. Сами треугольные металлические колеса, высотой 1 метр, имели рифленую рабочую поверхность и вращались на осях, прикрепленных к длинным «шестам», которые в свою очередь вставлялись в прорези небольших поворотных полуосей, приваренных к бортовым броневым листам. С виду создавалось впечатление, что устройство работает по принципу прыжка легкоатлета с шестом, что было схоже с действительностью. Идея была проста и необычна. Танк в движении катил перед собой тележку с треугольными колесами, а при подъезде к стенке, «треугольники» упирались в нее и превращались в «горку», по которой танк мог взобраться на верх. «Шесты» сдвигались по прорезям в полуосях назад и танк цеплялся гусеницами за «треугольники».

Однако, первые же испытания показали, что танк при касании гусеницами верхушки стенки начинал буксовать на треугольниках, а если сцепление было хорошим, сами «треугольники» проворачивались под танком, сбрасывая его на грунт. Изобретатели видели причину того, что танк не может заехать на стенку, в испытании на рыхлом грунте перед стенкой, однако наблюдатели сочли, что изобретение не имеет смысла больше проверять, тем боле, что механики-водители заявили, что танк все равно «спрыгнет» с треугольных колес, так как те имели одинаковую ширину с гусеницами, а рамки сгибались в сторону при движении танка в момент упора устройства в стенку.

От идеи отказались. Не имеется сведений и о авторах, видимо, в этом не было смысла, тем более, что испытания провели за несколько часов и комиссия решила второго шанса системе не давать. Но все же, идея очень интересна, испытать ее в действии нужно было, и это сделали, не смотря на субъективные сомнения, хотя, на мой взгляд, идею нужно было просто довести до ума, и может быть она и проявила бы себя.

Источник:https://zen.yandex.ru/id/5dd92979a9876a758f94f631

1+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147