22 февраля 1940 года впервые поднялся в воздух первый прототип самолета Хаукер «Тайфун» — самого мощного в мире одномоторного истребителя на тот момент. Однако эта машина, созданная как скоростной низковысотный перехватчик, получила гораздо более широкую известность как штурмовик и истребитель-бомбардировщик. «Тайфуны» сыграли важную роль в обеспечении открытия Второго фронта и в разгроме немецких войск во Франции летом 1944 года.
«Тайфун», разработанный известным английским авиаконструктором Сиднеем Кэммом для замены морально устаревающего истребителя «Харрикейн», был обязан своим появлением 24-цилиндровому четырехрядному двигателю жидкостного охлаждения Нэпир «Сэйбр» мощностью 2200 лошадиных сил.
Только англичанам удалось разработать, довести «до ума» и внедрить в массовое производство столь сложный силовой агрегат. Ни в одной стране мира не было ничего подобного. Для сравнения, самый мощный советский жидкостный авиамотор тех времен АМ-38, стоявший на штурмовике Ил-2, развивал 1500 л.с., но он появился позднее «Сэйбра».
Благодаря высокой энерговооруженности «Тайфун», несмотря на солидную взлетную массу (более пяти тонн) обладал исключительно высокой скоростью — 663 км/ч, скороподъемностью — 14 м/с и вооружением — четыре 20-миллиметровые автоматические пушки. Дополнительно он мог нести 2000 фунтов (907 кг) бомб или восемь 60-фунтовых ракет RP-3 c 11-килограммовой боеголовкой, которая представляла угрозу даже для тяжелых «Тигров» и могла выводить их из строя при попадании в моторный отсек. Вероятность такого попадания составляла примерно 4%.
Таким образом, по боевой нагрузке этот истребитель соответствовал советскому двухмоторному бомбардировщику Пе-2 и более чем вдвое превосходил двухместный вариант штурмовика Ил-2, который поднимал не более 400 кг бомб да и то, мог с ними лететь почти только по прямой(маневренностью Ил-2 не блистал, от слова совсем). Советский авиапром времен войны не мог выпускать ничего подобного «Тайфуну», для советского авиапрома эта машина была воплощением «инопланетных технологий». А англичане построили 3317 таких самолетов, активно применявшихся на западном ТВД начиная с 1942 года.
«Тайфуны» продемонстрировали высокую эффективность ударов по наземным целям, в том числе — таким трудноуязвимым как тяжелые танки. Например, 23 сентября 1944 года, согласно немецким данным, «Тайфуны» уничтожили в одном боевом вылете под Арнемом четыре «Тигра» и три «Пантеры». При этом за всю войну не отмечено ни одного официально доказанного случая уничтожения танков этих типов штурмовиками Ил-2!
ЛТХ:
Модификация | Typhoon Mk.IB |
Размах крыла, м | 12.67 |
Длина, м | 9.65 |
Высота, м | 4.50 |
Площадь крыла, м2 | 25.92 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 3942 |
нормальная взлетная | 5340 |
максимальная взлетная | 5854 |
Тип двигателя | 1 ПД Napier Sabre IIB |
Мощность, л.с. | 1 х 2200 |
Максимальная скорость , км/ч | 658 |
Крейсерская скорость , км/ч | 530 |
Практическая дальность, км | 1460 |
Cкороподъемность, м/мин | 831 |
Практический потолок, м | 10300 |
Экипаж | 1 |
Вооружение: | четыре 20-мм пушки, установленные в крыльях, до 8х 27-кг PC или 2х 454 кг бомбы |
- 1
- 2.Первый прототип «Тайфуна» с вооружением, состоявшим из 12 пулеметов винтовочного калибра, и фонарем с непрозрачным гаргротом.
- 3.Сще один прототип с пушечным вооружением.
- 4.Серийная машина с прозрачным фонарем.
- 5.Двигатель «Сэйбр», частично препарированный для показа внутреннего устройства.
- 6.»Тайфун» и его пилот. Под крылом виден пилон для бомбы.
- 7.Группа английских летчиков возле «Тайфуна» с ракетами RP-3. На самолет нанесены черно-белые полосы, которыми маркировались машины, участвующие в операции «Оверлорд» — открытии Второго фронта.
- 8.Подвеска ракет на пусковые установки.
- 9.Летчик возле «Тайфуна» с подвешенными 500-фунтовыми (227 кг) бомбами.
- 10.»Тайфуны» на взлете. Цвет коков винтов обозначал принадлежность к скуадрону (эскадрилье).
- 11.Стоявшие на «Тайфунах» пушки «Испано» Mk.II с высокой начальной скоростью и большой массой снаряда (в полтора раза больше, чем у советской авиапушки ШВАК) были весьма эффективны против автомобилей, локомотивов и бронемашин с противопульбной броней.
- 12
- 13.Компоновочная схема «Тайфуна» с каплевидным сдвижным фонарем кабины. Большинство этих машин имело другие фонари с распашными дверями автомобильного типа, как на «Аэрокобре».
- 14
- 15
Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com/
http://www.airwar.ru/