Познавательный журнал ЕНОТ

Наш журнал публикует новые взгляды на известные исторические события, рассказы о знаменитых людях и их судьбах, информацию о научных и технических достижениях.
Menu
  • Главная
  • &-Одним абзацем
  • Наука
    • Космос
    • Новые технологии
  • Техника
    • Автотранспорт
    • Железнодорожный транспорт
    • Мототехника
    • Необычная техника
    • Необычные летательные аппараты
    • Разное
  • Оружие
    • Авиация
    • Артиллерия
    • Бронетехника
    • Военная история
    • Военная медицина
    • Военный хайтек
    • Дроны
    • Камуфляж
    • Колесная техника
    • Необычная военная техника
    • Оружие поддержки
    • ПВО
    • Разное
    • Снаряжение
    • Спецназ
    • Стрелковое оружие
    • Флот
    • Фотографии
    • Холодное оружие
  • Мир
    • История
    • Интересные вещи
    • Интересные идеи
      • Интересные места
        • Фотографии
    • Интересные факты
    • Культура
      • Архитектура
    • Природа
      • В мире животных
    • Путешествия
  • Еда
    • Первые блюда
    • Блюда из мяса и птицы
    • Блюда из рыбы
    • Блюда из овощей
    • Блюда из теста
    • Основные блюда
    • Салаты
    • Сладости
    • Соусы
  • Литературная страница
    • Поэзия
    • Юмор
  • Здоровье
    • Медицина
    • Спорт
  • Галерея
    • Видео
  • Реклама
  • ru Русский
    ar العربيةhy Հայերենaz Azərbaycan dilibe Беларуская моваbg Българскиzh-CN 简体中文hr Hrvatskics Čeština‎nl Nederlandsen Englishet Eestifi Suomifr Françaiska ქართულიde Deutschel Ελληνικάiw עִבְרִיתit Italianoja 日本語kk Қазақ тіліko 한국어ky Кыргызчаlv Latviešu valodalt Lietuvių kalbapl Polskipt Portuguêsro Românăru Русскийsm Samoansr Српски језикsk Slovenčinasl Slovenščinaes Españolsv Svenskatg Тоҷикӣtr Türkçeuk Українськаuz O‘zbekchavi Tiếng Việt
Home
Оружие
Бронетехника
Стойкий оловянный солдатик: история танка пережившего ядерный взрыв и Вьетнамскую войну
Бронетехника

Стойкий оловянный солдатик: история танка пережившего ядерный взрыв и Вьетнамскую войну

admin 22.08.2020
Post Views: 1 887
8+

Жизнь танка коротка, многим из них не удалось пережить даже одно единственное сражение. Но некоторым машинам посчастливилось не только выжить в войне, но успеть сыграть важную роль сразу в нескольких эпохальных событиях. А одному из танков удалось не только «вынести невыносимое», но и дожить до наших дней. Вот его история:

В 1952 году партию танков Centurion Mk.3 направили в Австралию, где они долгое время составляли основу танковых сил страны.

 

Атомный танк

В 1946 году британские конструкторы представили танк Centurion, который стал предвестником западных ОБТ. Изначально машину создавали для противодействия немецким тяжелым танкам, но высокий модернизационный потенциал позволил «Центурионам» пережить не только Холодную войну, но и составлять основу ряда современных армий.

Доставка танка 169041 на полигон Вумера была осложнена пустынной местностью, потому часть пути танк прошел своим ходом

 

В начале 1948 году начался выпуск версии Centurion Mk.3 – с новой 84-мм пушкой. Именно такой танк в 1951 году вышел из ворот Royal Ordnance Factory в 1951 году. Машину под заводским номером 39\190 включили в контракт, согласно которому партия «Центурионов» отправлялась служить в Австралию. Там машине присвоили регистрационный номер 169041, приписав к учебной части на полигоне Пакапунял.

К моменту испытаний, австралийский «Центурион» успел пройти лишь 740 километров, более того — это была дорогая и современная боевая единица. Но военные хотели проверить стойкость брони к ядерному взрыву

 

В 1953 году поступил приказ на отправку танка 169041 в пустыню Эму на западе Австралии для участия в «секретной миссии». Там располагался полигон «Вумера», который выбрали для участия в ядерных испытаниях «Тотем 1». В силу удаленности и труднопроходимой местности, трейлер, который вез танк, не дошел до пункта назначения – к месту испытаний «Центурион» доехал своим ходом. На тот момент одометр машины показывал лишь 740 километров пробега.

Взрыв отбросил 45-тонную машину на полтора метра. Двигатель заглох, а все оптические приборы помутнели

 

Перед испытаниями в танк загрузили полный боекомплект, заполнили топливные баки и разместили манекены танкистов. По сценарию учений, машину разместили на расстоянии в 450 метров (позже выяснилось, что бомба упала в 320 метрах) от эпицентра взрыва с включенным двигателем. 15 октября 1953 года 9,1-килотонная бомба взорвалась рядом с танком. И как он это пережил?

Взрыв отбросил бортовые экраны танка на 180 метров

 

От взрыва танк отодвинуло на 1,5 метра и слегка развернуло, а стекла приборов наблюдения помутнели. Испарился матерчатый кожух орудийной маски, а бортовые экраны отбросило на 180 метров. Двигатель заглох, но позже выяснилось, что попросту закончилось топливо. Результаты исследований показали — несмотря на стойкость машины, экипаж не пережил бы чудовищной взрывной волны. Люки были открыты, а некоторые внутренние агрегаты сорвало с креплений.

Несмотря на то, что науке было известно о потенциальной опасности радиации, танкисты выводили машину с полигона без каких-либо защитных средства

 

Через три дня экипаж завел подопытную машину и отправился обратно к Вумере. Примечательно, что никто из военных, взаимодействовавших с машиной, не имел защитных костюмов. Танк прошел несколько метров своим ходом, но вскоре отказал двигатель. К полигону его эвакуировали два тягача – уже в Вумере машине провели процедуру дезактивации.

А что дальше?

В сентябре 1956 года танк получил новый двигатель. Башню с машины сняли из-за повреждений практически всех прицельных приспособлений, а танк использовался в качестве эвакуационной машины в родной части. Спустя два года машину отправили на капитальный ремонт, где ей вернули башню и довели до уровня Mk.5 – с новой 105-мм пушкой. После ремонта танк отправили на хранение, где ему не пришлось долго ржаветь – уже в 1962 году машина снова использовалась для тренировки танкистов.

После ядерных испытаний, борт 169041 отремонтировали и отправили во Вьетнам, где он год воевал, пока не был подбит

 

Но в 1968 году заслуженный отдых танка номер 169041 был прерван – в составе 1-го бронетанкового полка машину отправили во Вьетнам. Там машине присвоили бортовой номер 24C. Экипаж танка без эксцессов прослужил до 1969 года, пока в его судьбу не вмешалась граната РПГ. В ходе патрулирования борт 24C был поражен в левую часть нижнего бронелиста. Кумулятивная струя прошла по диагонали, сильно ранив наводчика. При этом остальные члены экипажа смогли обеспечить охрану подбитой машины и эвакуацию раненого сослуживца. На этом завершилась боевая история атомного танка.

Тот самый «Центурион» на параде 1992-го года. Это было последнее применение злосчастной машины — вскоре ее демилитаризуют.

 

 

После Вьетнама «Центуриону» не дали почивать на лаврах. Машину снова отремонтировали, а после – отправили в резерв. Там танк находился до 1977 года – пока его не вернули в 1-й бронетанковый полк в качестве парадной машины. Последней «операцией» танка №169041 стал прощальный парад начальника генштаба Х.Дж. Коутса в 1992 году. После этого он, наконец, получил заслуженное место на постаменте у военной базы «Казармы Робертсона». Так закончилась история танка, который пережил атомный взрыв и прослужил 23 года, включая 15 месяцев войны.

 

Сейчас этот танк установлен на постаменте у расположения 1-го бронетанкового полка Австралии
Но, к сожалению, люди оказались не такими выносливыми как танковая броня. Как сообщалось, 12 из 16 танкистов, работавших с бортом 169041, вскоре умерли от онкологических заболеваний.


Источник:https://zen.yandex.ru/kitchenmag

8+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147

Назад
Далее

Related Articles

Post Views: 560 1+ На картинках завершающий этап операции Lusty …

Трофеи…

Post Views: 494 2+ С конца 1980-х годов небольшая южноафриканская …

Автоматический гранатомет Y3 AGL «Vector» (ЮАР)

Атор статьи

admin

Свежие записи

  • Кто ты чудовище?! Инкассаторский бронеавтомобиль ГАЗ-3934 «СИАМ» 26.02.2021
  • Граната системы Лишина 26.02.2021
  • Для чего на японской БМП «Тип 89» нужны вот эти «шарики» 26.02.2021
  • Артиллерия против фортов 26.02.2021
  • 10 лет лагерей и 17 лет ссылки. История одного из создателей танка Т-34 Адольфа Дика 26.02.2021

Архивы

  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Ноябрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018

Познавательный журнал ЕНОТ

Наш журнал публикует новые взгляды на известные исторические события, рассказы о знаменитых людях и их судьбах, информацию о научных и технических достижениях.
Copyright © 2021 Познавательный журнал ЕНОТ
Theme by MyThemeShop.com

Ad Blocker Detected

Our website is made possible by displaying online advertisements to our visitors. Please consider supporting us by disabling your ad blocker.

Refresh